Недавно мы написали о том, что не всем новостям можно верить, даже если очень хочется. Речь, в частности, о заметке про Британию, которая якобы переходит на советскую систему образования.
Да, фейковые новости бывают не только про политику, экономику, шоу-бизнес, медицинские препараты и косметологические процедуры. Народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев написал текст, в котором объяснил, почему люди в них верят и как отличить правду от откровенной лжи. Публикуем сжатую версию.
Эта новость была опубликована на десятках сайтов, а количество репостов и восторгов по поводу этого события в соцсетях не поддается подсчету.
Самое удивительное то, что огромное число известных специалистов, экспертов, педагогов с радостью распространяли это известие, которое вызывало у них одновременно и чувство триумфа («показали мы этим британцам!»), и чувство сожаления, что Россия отходит от стандартов «лучшей в мире системы образования».
Помимо откровенной фантастичности ситуации смущало и полное отсутствие ссылок на английские источники – на статьи или видео с этим «интервью». Но это не помешало огромному числу людей всем сердцем поверить в правдивость этой новости.
Почему «британские реформы» так всполошили образовательное интернет-пространство?
- Мы верим в то, во что хотим верить.
- Психологический эффект «мы – они».
- Мы склонны забывать плохое, сохраняя в памяти положительные воспоминания. Мы склонны запоминать наиболее эмоционально насыщенные моменты (как положительные, так и отрицательные).
Многие действительно и совершенно искренне считают советское образование лучшим в мире. И не менее искренне они ностальгируют по тем славным годам, когда они сами учились в школе и вузе и делали свои первые шаги на профессиональном поприще.
Многие из тех, кто поверил в эту новость, убедительно отстаивали превосходство системы образования в СССР, оперируя своим опытом, ссылаясь на мнения видных ученых, подтверждая это достижениями советских ученых и статистикой.
Эффект, который можно назвать и иначе – своя рубашка ближе к телу, или каждый кулик свое болото хвалит. Новость, говорящая о том, что наше образование лучше западного, пробуждает в людях чувство сопричастности – «значит, и я получил лучшее образование в мире», «значит и мы все, и я лично умнее, чем они».
Если человеку нравится новость, если она вписывается в его мировоззрение, если она объясняет и укрепляет его взгляды, он готов поверить в нее безо всяких доказательств.
Ее величество Лень
Интересно, что едва ли не главная причина распространения фейковых новостей – это банальная лень. Или, как говорят психологи, ментальная (когнитивная) лень.
Водопады информационных сообщений заставляют нас потреблять их очень быстро – мы просто листаем ленты социальных сетей или новостных сайтов. Мы зачастую смотрим их заголовки, читаем по диагонали. У нас нет времени даже на то, чтобы просто прочитать новости, не говоря уже о том, что их надо еще и проверять.
Этим во многом и пользуются авторы фальшивых новостей.
Впрочем, главная причина всей этой проблемы очевидна – недостаток критического мышления.
Уверен, что каждый педагог, читающий эту статью, скажет, что этим критическим мышлением ему уже все уши прожужжали – и в вузе, и в школе, и на курсах повышения квалификации.
Нет дыма без огня
Так откуда же взялся миф о британско-советском образовании? Неужели это следствие только остроумия его авторов или их мучительной ностальгии по прошлому?
Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я обнаружил еще один интересный и забавный момент.
Я, убежденный, что советское образование в 2019 году ну никак не может быть полноценной заменой системе образования в Европе, внезапно выяснил, что эта новость все-таки имеет кое-какие реальные основания.
Оказывается, уже несколько лет в Англии работают специализированные математические колледжи при университетах, построенные по модели московской школы им. А.Н. Колмогорова. Материал об этом удалось найти на ИноСМИ.ру – известном ресурсе, который каждый день переводит материалы изданий со всего мира. Российский журналист рассказал о статье из авторитетного журнала Economist.
Оказалось, что два британских заведения для подготовки особо одаренных в математике старшеклассников взяли за образец физико-математическую школу им. А.Н. Колгомогорова или, как пишут на сайте одной из них, «были вдохновлены» этой московской школой. И да, надо добавить, что проект оказался удачным, а дети в двух «колмогоровских» школах Англии демонстрируют высокие результаты, которые позволяют им получать приглашения (14 выпускников из 61 в 2016 году) учиться в Оксфорде и Кембридже бесплатно.
При этом интересно, что модель этих школ была признана успешной на уровне правительства Великобритании, которое рекомендовало ее более широкое использование.
Как рождается миф
Итак, что мы имеем при детальном разборе.
1. Две британские школы из более чем 32 тыс. школ в стране. Согласитесь, мягко говоря, не тянет на «вся система среднего образования в Великобритании уже перешла на советскую модель».
2. Две британские школы «были вдохновлены» советским образцом. Это вовсе не означает, что они полностью копируют методы, технологии и прочие составляющие учебного процесса. Это значит, что, скорее всего, они использовали лишь общую модель, схему, основные черты, разумеется, сильно отличаясь в деталях. Согласитесь, что это не переход, а просто использование успешного зарубежного опыта.
Если же рассуждать иначе, то получается, что система общего (школьного) образования уже давно перешла на сингапурскую модель, поскольку несколько школ в Татарстане уже много лет используют элементы сингапурской методики преподавания.
3. Две британские школы переняли опыт не всей системы образования в СССР, а передовой и уникальной московской школы при МГУ им. Ломоносова. Школа-интернат, созданная при личном участии крупнейших математиков и академиков эпохи и при активном содействии ректора лучшего вуза страны. Согласитесь, что ставить знак равенства между этим учебным заведением и среднестатистической школой Советского Союза, мягко говоря, нельзя.
Так что же делать?
Надо развивать критическое мышление. Психолог и профессор Дэниэл Левитин в книге «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды» рассказывает об огромном числе способов, с помощью которых компании, политики и другие манипулируют общественным мнением и по сути обманывают нас. По его мнению, ложь разрослась до неимоверных масштабов.
Есть несколько универсальных советов, позволяющих различать правду и ложь:
- старайтесь рассмотреть несколько возможных объяснений изучаемого явления или факта;
- обязательно обращайте внимание на источник новости, а если это перевод, то есть ли ссылка на зарубежный источник. Рассмотренную в статье новость опубликовали даже на сайтах крупных изданий, ссылаясь при этом на запись в блоге одного из пользователей;
- перепроверяйте информацию на сайтах, заслуживающих доверия и т.д.
Мы же, учителя, должны учить наших детей скептически относиться к информации, не принимать новости и мнения на веру, искать доказательства, проверять и перепроверять, находить нестыковки и противоречия, вчитываться в текст. Благо, технология развития критического мышления необычайно богата разнообразными методами и приемами. Возможно, их просто надо направить на реальные и интересные для детей примеры?