Образовательная политика // Тема дня

Алексей Каспржак: Школа в ее нынешнем формате умирает

31 января состоялось заседание клуба «Норма и деятельность».

Алексей Каспржак: Школа в ее нынешнем формате умирает
Фото Дмитрия Карпушева

В нем приняли участие в недавнем прошлом главный редактор «Учительской газеты», а с этого года руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, сооснователь программы «Учитель для России» Федор Шеберстов, первый заместитель министра образования Московской области Илья Бронштейн, директора московских школ, в числе которых такие звезды, как Ефим Рачевский, Илья Новокрещенов, Сергей Казарновский и другие.

Гвоздем программы стало выступление Алексея Каспржака, который не так давно оставил пост директора Международного детского центра «Артек». Тема его доклада была сформулирована в дискуссионной форме: «Школа и/или образование?»

Главная мысль докладчика заключалась в том, что школа в ее нынешнем формате умирает, а попытки «догнать и перегнать» Сингапур и Финляндию в сфере общего образования напоминают жалкие потуги переделать «Жигули» в «Мерседес».

На самом деле, убежден Алексей Каспржак, «школу надо оставить в покое» и вкладывать средства в инновационные поисковые проекты, а старую, традиционную школу не финансировать.

Мнения разделились: одни полностью разделяют эту позицию, поддерживая тезис, что «школа – это черный квадрат», который уже не переделаешь никакими реформами, другие оспаривают.

Например, по словам директора школы № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, если закрыть школы, то перестанут работать заводы, потому что родителям некуда будет отвести своих детей: ведь школа сегодня является гарантией безопасности ребенка.

Федор Шеберстов отметил, что в неблагополучных провинциальных городах, в которые направляют выпускников программы «Учитель для России», дети буквально спасаются в школе от того ада, который царит в их семьях.

Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, согласившись с тем, что «из школы уходит жизнь», перемещаясь в сферу семейного образования, все же убеждена, что потенциал для перемен к новому и лучшему в системе образования имеется. Этот ресурс она видит в вариативности, которую, по ее словам, надо закрепить образовательной политикой и дать возможность новаторам делать разные школы.

Директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов поделился собственным опытом создания альтернативного образовательного пространства в стенах традиционного учебного заведения.

Он рассказал о проекте «Подростковая школа» цель которого – дать детям возможность получить практический опыт самостоятельной деятельности в различных областях знаний и на этой основе определить свои долгосрочные познавательные интересы. В дальнейшем это позволит ребятам выбрать профиль обучения и, возможно, профессию.

Этот проект отменяет жесткие рамки классно-урочной системы, делая процесс обучения более свободным и творческим. Но удивительно то, что через полгода такой «вольницы» родители, по свидетельству Ильи Новокрещенова, «испугались того, что… детям стало интересно ходить в школу».

Заместитель директора «ТемоЦентра» Александр Добряков убежден, что есть огромное количество мест кроме школы, где детям предоставляются широкие возможности для образования. И по факту многие полезные навыки, необходимые для успешной карьеры, большинство людей приобретают вне школы. Не случайно все большую популярность в Интернете приобретают блоги на тему «Зачем ходить в школу?».

Директор «Класс-центра» Сергей Казарновский знает ответ на этот вопрос: в школу надо ходить, чтобы получить удовольствие от того, что ты научишься здесь делать.

В завершение дискуссии Александр Адамский констатировал: сегодня образовательная политика становится сильнее педагогики, и поэтому ключевой фигурой в системе образования в ближайшее время будет не учитель, а чиновник.



Новости





























































Поделиться