s01e05 Triller
«Сухие цифры говорят о том, что с каждым годом растет то, чему нет имени на человеческом языке, – самоубийство детей и подростков. Учащиеся средних учебных заведений составляют свыше 70% всех учащихся-самоубийц. Естественно возникает вопрос: какую роль играет в самоубийствах учащихся школа?»
Это не фрагмент выпуска новостей и не аналитическая справка инспекции по делам несовершеннолетних; это цитата из статьи Надежды Константиновны Крупской «Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа», опубликованной в № 11 журнала «Свободное воспитание в 1911 году. Прошло больше ста лет, но проблема подростковых суицидов по-прежнему не решена.
19 ноября в эфире «Нового канала» (Украина) стартовал молодежный триллер «Первые ласточки», все 8 эпизодов мини-сериала также будут доступны на сайте канала и на YouTube (с субтитрами).
Продюсер Евгений Туник идею подобного шоу вынашивал три года и неожиданно для многих пригласил режиссером Валентина Шпакова, известного больше по комедийным проектам. Сценарий доверили Алине Павликовой и Ольге Кржечевской, которых консультировали профессиональные психологи и юристы Национальной детской горячей линии «Ла Страда-Украина» (номер телефона указан в финальных титрах). За первую неделю после интернет-премьеры десятки подростков обратились за помощью: «Мы общались о разном – конечно, о “Первых ласточках”; о буллинге в школе; о конфликтах с друзьями; о неразделенной любви; о равнодушии со стороны родителей; о физическом насилии со стороны родителей; о том, что дети являются свидетелями насилия в собственных семьях; о мечтах и увлечениях; о будущем. И, к сожалению, о намерении подростков совершить суицид и о том, что “это происходило уже не в первый раз”», – рассказывает координатор горячих линий Алена Кривуляк.
Авторы хотели добиться правдоподобности, но утверждают, что «Первые ласточки» на 80% – художественное произведение, и лишь на 20% основаны на реальных фактах. По сценарию история разворачивается в провинции, но снимали все в Киеве. Основной локацией была выбрана самая обычная гимназия № 34 в типовом здании с узнаваемыми интерьерами без дизайнерского ремонта. Во время съемок занятия продолжались, лишь временно ограничивался доступ в отдельные помещения. Все домашние интерьеры от комнаты в коммуналке до элитной виллы тоже реальны, их специально брали в аренду. Полицейский участок снимали в офисе. А лес, территория завода, кладбище, парк и крыша многоэтажки – аутентичные.
Во время подготовки была проделана большая работа: анонимно опрашивали учеников школ, чьи непростые истории тоже стали частью сериала, а психологи затем собирали из разрозненных фрагментов узнаваемые типажи и объясняли, как на самом деле действуют подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации. Консультанты строго следили за соблюдением требований законодательства и этическими нормами, чтобы не романтизировать тему суицида, не подстегнуть волну буллинга и не спровоцировать юных ютуберов ловить хайп на горячем.
Корреспондент «Вести.UA» Оксана Гончарук после премьеры делится впечатлениями: «Едва ли не впервые в сериале нас не веселят или увлекают детективным сюжетом и мозговыми штурмами бравых детективов. На экране разыгрывается реальная история из мира подростков: алкоголь, наркотики, издевательства со стороны сверстников, однополая любовь, суицид, чувство тотального одиночества и сжирающая мысль, что тебя никто не понимает. Наш мир реально стал жестче, поэтому, рассказывая о жизни подростков, уже никак нельзя ограничиться повествованием о дружбе и первой любви. “Первые ласточки” – о том, о чем мы молчим, с чем пытаемся справиться сами или просто забыть. И снятие табу на отдельные темы из жизни подростков – это маленькая, но революция».
«Предки, разуйте глаза, нам что, сдохнуть, чтобы вы нас заметили?» – кричит один из героев Микита (который требует называть себя Ником).
Возможно, новому поколению кажется, что их проблемы возникли вместе с ними, но ничто не ново под луной. Обратимся снова к Надежде Константиновне: «Ведь в факте самоубийства ребенка или подростка ужасает не самый факт смерти. Жаль, конечно, молодую гибнущую жизнь, но смерть сама по себе вещь довольно естественная и обыденная. Ужасает то, что ребенок мог дойти до такого ужасного душевного состояния, до такого отчаяния. Отчет не выясняет причин самоубийств, – из него лишь видно, что дети так несчастны, что достаточно часто совершенно ничтожного повода, чтобы чаша оказалась переполненной, что ничто не привязывает их к жизни, что, окруженные родителями, учителями, товарищами, они страшно одиноки, что окружающие совершенно не интересуются внутренним миром ребенка, да и сам он не может, не умеет ни с кем сблизиться, весь уходит в себя и бродит дикарем “бесприютен и сир”, чувствует себя ненужным, лишним, всем чужим. Видно из отчета еще и то, что школа не только не вносит мира в душу ребенка, а, напротив, усугубляет его мучительное душевное состояние». Как видите, все было еще задолго до соцсетей.
Почетный Посол Фонда ООН в сфере народонаселения в Украине Маша Ефросинина призналась, что ее «просто пришибли» первые две серии на предпоказе в кинотеатре «Жовтень»: «Думаю, этот сериал трудно будет смотреть всем: и родителям, и подросткам. Каждый эту картину воспримет по-своему, и по-своему будет ее переживать. Она бьет в самые больные места, и ты чувствуешь себя неидеальным ребенком и неидеальным родителем».
Психолог, сексолог Наталья Ежова рекомендует родителям: «Когда ребенок – жертва, и не может поделиться своими переживаниями, родители должны объяснить ему, что они всегда на его стороне. Для того чтобы помочь, нужно найти место, где ребенок сможет самоутвердиться. Это поможет повысить его самооценку и освободиться от травли».
Авторы сериала надеются, что эпиграф «Это может случиться в каждой семье» не воплотится в реальности, и родители увидят тех самых первых ласточек, пока не стало слишком поздно.