Образовательная политика // Тема дня

«Нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие»


«Нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие»
Фото: pbs.twimg.com

В Российской академии образования прошли XX Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Психология личности: культурно-исторический подход».

Символично, что в день проведения конференции, посвященной великому психологу, ученые РАО, которым была поручена экспертиза Стандартов, отправили предложенный Минпросом проект ФГОС начального и основного общего образования на существенную переработку с дополнительным привлечением ведущих экспертов и с последующим повторным обсуждением.

Как пояснил академик РАО Александр Асмолов, «действующие стандарты основаны на культурно-исторической парадигме Льва Выготского, а в проекте Министерства просвещения все, связанное с Выготским, выброшено». По его мнению, эти ФГОСы «сведены к предметному лоббированию, их ключевая установка направлена на контроль, а не на развитие».

В заключении РАО отмечается, в частности, что проект Стандартов:

– больше ориентирован на процедуры контроля учащихся и образовательных организаций, чем на создание благоприятной ситуации интеллектуального и личностного развития учащихся;

– декларирует возможности, но не предлагает механизмы построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития в различных условиях обучения;

– не в полной мере учитывает положения Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

Эту позицию разделяет и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, который в своем выступлении заявил: «Такие стандарты убивают развитие поколений в том мире, в котором мы живем», а «нынешние институты управления в системе образования архаичны и тормозят развитие».

Образовательное сообщество было потрясено смертью директора Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков Михаила Щетинина, который ушел из жизни 10 ноября, очевидно, не выдержав закрытия своей школы.

Александр Адамский считает, что централизованные институты управления образованием отмирают и первоочередная задача научного и экспертного сообщества – обсуждение норм, которые соответствуют требованиям XXI века, развитие общественного сознания и создание новых институтов.

Это чрезвычайно сложно сделать, если учесть, что периоды изменений в образовании стали быстрее и короче – они составляют примерно 7 лет, в то время как образовательные циклы – около 15 лет. О подготовке к жизни в этих условиях говорить сложно, потому что неопределенность будущего слишком высока. Необходимо определить зону ближайшего развития общественного сознания в сфере образования. На какие образовательные потребности, ожидания граждан, общества и экономики страны следует ориентировать систему образования сегодня, чтобы ответить будущим вызовам?

Еще одна задача экспертного сообщества – поддержка инновационных проб и их институциональная рефлексия.

По мнению Александра Адамского, проблема заключается в том, что мир исследований и инноваций и мир управления образованием существуют отдельно друг от друга, и необходимо построить мост от инноваций к предметности управления.

И если сегодня предметом управления является натуральное административное регулирование действий образовательных организаций, то в эпоху цифровизации таковым станет онтология – структура понятий по сбору, обработке данных, на которых строится анализ результатов и выработка управленческих решений.

Этот переход потребует от менеджеров образования пересмотра их компетенций, потому что накопление и переработка такого массива информации станет прерогативой компьютерных программ.

Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ Владимир Кудрявцев констатировал, что, несмотря на радикальные изменения в обществе за последние 30 лет, главной образовательной революции в нем так и не произошло, притом что для этого имелись все необходимые предпосылки в виде смелых инноваций – таких, например, как методики Михаила Щетинина, а еще раньше – Антона Макаренко.

По мнению Кудрявцева, образование – это место встречи человека с самим собой и с обществом, и эта встреча подталкивает индивида к развитию.

«Главное опасение заключается в том, что личность человека мы сводим к специалисту и что мы с детства начнем выращивать компетентных молокососов, которые утратят свое собственное “я”, – заявил Александр Асмолов. – Это противоречит ключевому запросу современного общества на уникальность личности. Основная идеология школы Выготского – поддержка разнообразия, когда не человек во Вселенной, а Вселенная в человеке».

Екатерина Рыбакова, президент "Рыбаков Фонда", объявила об открытии IV Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского. По ее словам, в прошлом году на конкурс поступило 5000 заявок почти из всех регионов России, из них было отобрано около 300 лучших. Критерии отбора – деятельность не по шаблону, а творчество по своей инициативе.

«Для нас Выготский не просто имя, а стиль жизни, – подчеркнула Екатерина Рыбакова. – Цель конкурса – донести до педагогов идеи ученого и создать живое, развивающееся сообщество. И на наших глазах такое сообщество формируется. Победители конкурса становятся лидерами в своих регионах и городах, они реализуют проекты при поддержке нашего фонда. Многие из них становятся преподавателями в университете детства и в рамках вебинаров делятся своим опытом с коллегами».

Этот конкурс – главное подтверждение того, что дело выдающегося ученого живет и продолжается не только в трудах его многочисленных последователей, но и в реальной практике учителей.



Новости





























































Поделиться