Качество образования // Тема дня

Экзамены мотивируют детей к учебе, а ВПР – инструмент для повышения качества образования


Экзамены мотивируют детей к учебе, а ВПР – инструмент для повышения качества образования

12 ноября руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов провел ставшую традиционной Всероссийскую встречу с родителями. Вопросы поступали из соцсетей, по видеосвязи с регионами, некоторые родители имели возможность пообщаться с главой ведомства непосредственно в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора, где проходило мероприятие. Также участие в диалоге приняли известные артисты и деятели шоу-бизнеса.

Экзамены становятся все более творческими?

Основная часть вопросов касалась проведения ОГЭ, ЕГЭ и ВПР (Всероссийских проверочных работ).

В феврале этого года впервые во всех школах страны прошло итоговое собеседование по русскому языку. Родители интересовались, планируются ли какие-то изменения в этом экзамене?

Сергей Кравцов отметил, что «в течение ближайших трех лет надо посмотреть, как эта модель работает, а потом вносить необходимые изменения».

Глава Рособрнадзора подчеркнул, что после введения собеседования больше внимания в школах стало уделяться развитию устной речи, а после введения итогового сочинения в 11 классе наблюдался рост интереса к чтению.

«Такие экзамены призваны оценивать творческие способности, умение понимать и анализировать тексты», - констатировал Сергей Кравцов.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова заметила, что «собеседование – это самый естественный способ учебной и внеучебной деятельности, и не надо делать проблему из участия в этой процедуре». Но подчеркнула при этом, что те компетенции, которые проверяются на собеседовании, носят принципиальный характер для продолжения образования.

Вообще, как оказалось, наиболее активные родители внимательно читают демоверсии к ГИА. Поэтому они заметили изменения в заданиях ЕГЭ и ОГЭ 2020 года (например, в последних усилена практическая часть) и спросили, с чем это связано.

Сергей Кравцов ответил, что изменения в заданиях ОГЭ связаны с переходом школ на работу по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования. В 2022 аналогичные изменения произойдут в контрольных измерительных материалах ЕГЭ.

ЕГЭ-онлайн: пока только по одному предмету

Важное нововведение ожидается в 2021 году, когда ЕГЭ по информатике и ИКТ впервые пройдет в компьютерной форме.

«Это требует большой подготовительной работы. Мы должны быть уверены, что не будет сбоев и задержек, а все результаты будут корректно оценены», - отметил руководитель Рособрнадзора. Он добавил, что возможность перевода в онлайн-формат экзаменов по другим предметам также прорабатывается, но это очень непростой вопрос, требующий выверенных решений.

«Буквально на днях завершилась репетиция компьютерного экзамена, она прошла успешно, и мы максимально готовы к введению. Но по остальным предметам онлайн-экзамен пока не планируется», - отметил Сергей Кравцов.

Иностранный язык станет обязательным, а история подождет

Самым популярным в этом году стал вопрос о введении обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Сергей Кравцов рассказал, что иностранный язык должен стать обязательным для выпускников, сдающих ЕГЭ, с 2022 года, а введение обязательного ОГЭ по иностранному языку в настоящее время не ожидается. При этом ЕГЭ по иностранным языкам, по аналогии с математикой, будет разделен на базовый и профильный уровни, экзамен будет включать письменную и устную части. Он подчеркнул, что за выпускниками останется выбор языка из пяти возможных, включая китайский.

Глава Рособрнадзора обратил внимание на то, что дальнейшее увеличение числа обязательных предметов для сдачи ЕГЭ не планируется, хотя такие предложения звучат все время, особенно некоторые представители общественности настаивают на обязательной истории. Но пока история остается предметом по выбору.

Не намерен Рособрнадзор сокращать или увеличивать число предметов для сдачи ОГЭ. «Та модель, которая сегодня действует (два обязательных предмета и два предмета по выбору), наверное, оптимальна», - сказал он.

Кроме того, Сергей Кравцов дал несколько советов родителям по подготовке к ЕГЭ, сделав акцент на психологическом настрое учащихся перед этим ответственным испытанием.

На самом экзамене он порекомендовал в первую очередь выполнять более простые задания и только потом приступать к сложным.

ВПР усовершенствуют?

Не меньший интерес и обеспокоенность вызывают у родителей и ВПР.

«Почему так много ВПР? Для учащихся 11 классов, которые готовятся к ЕГЭ, они очень утомительны и отвлекают от подготовки в вуз», - считает мама выпускника из Иркутской области.

На что Сергей Кравцов возразил ей, назвав ВПР инструментом для повышения качества образования.

Он пояснил: эти работы необходимы для того, чтобы вовремя диагностировать те методические проблемы, которые есть у школьников. И важно, чтобы эти проблемы не накапливались как снежный ком, иначе теряется мотивация к обучению. Поэтому ВПР (иными словами, итоговые контрольные работы) проводятся в 4-11 классах по разным предметам в конце учебного года.

Что касается выпускных классов, то здесь ставится задача проверить уровень знаний учащихся по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи ЕГЭ – во избежание возможных пробелов.

Глава Рособрнадзора пояснил, что все задания для ВПР разрабатываются на федеральном уровне, соответствуют стандарту, проводит проверочные работы сама школа, выставленные за них оценки могут повлиять на оценки в аттестате, если такое решение примет школа.

Сергей Кравцов рассказал, что с сегодняшнего дня на сайте Федерального института оценки качества образования начинается обсуждение демоверсий и сбор предложений по совершенствованию содержания и организации ВПР. И призвал родителей и учителей принять участие в этой дискуссии.

Звезды желают знать

Во встрече с Сергеем Кравцовым приняли участие известные артисты и деятели шоу-бизнеса. Например, актриса Нелли Уварова пожаловалась на тяжелый ранец своей дочери и поинтересовалась, можно ли оставлять один комплект учебников в школе, а другой комплект родителям приобрести за свои средства.

Музыкальный продюсер Татьяна Тур спросила: «Что такое правильная школа и правильная педагогика для первоклассников?»

Сама она приобрела печальный опыт, отдав дочь в топовую школу, в которой очень скоро разочаровалась.

Сергей Кравцов посоветовал родителям первоклассников выбирать школу недалеко от дома и главное внимание обращать на учителя начальных классов, на его умение устанавливать контакт с детьми и родителями.

Актер Максим Коновалов поинтересовался: «Где больше проблем – в школах или в вузах?»

Отвечая на этот вопрос, Сергей Кравцов дал высокую оценку российскому школьному образованию, ссылаясь на результаты PIRLS, по которым наша страна лидирует. Однако это оценка качества образования в начальной школе, а что касается учащихся 9-х классов, то результаты PISA свидетельствуют о том, что тут есть над чем работать.

В то же время глава контрольно-надзорного ведомства выразил уверенность, что Россия войдет в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Жаль, что эту уверенность разделяют далеко не все эксперты в сфере образования.

Что касается вузов, то, по мнению Сергея Кравцова, у нас были серьезные проблемы в 2013 году, когда в стране насчитывалось 2500 вузов и филиалов, но впоследствии по результатам проверок была сокращена сеть вузов, которые, «просто торговали дипломами».

Он заверил, что вузы, которые получили аккредитацию в последние 5 лет, дают образование в соответствии со стандартами.

Отметим, что не все вопросы звезд были столь безобидные и миролюбивые.

Например, телеведущая Лика Длугач усомнилась, нужен ли такой тотальный контроль на ЕГЭ.

Сергей Кравцов подчеркнул, что система видеонаблюдения и другие меры безопасности обеспечивают открытость, объективность и равенство условий в период проведения итоговой аттестации.

Он напомнил, что до 2014 года бесконтрольность на экзаменах привела к разного рода злоупотреблениям, которые не могли гарантировать честную сдачу ЕГЭ.

В завершении встречи блогер Нина Добрынченко-Матусевич задала вопрос о том, возможна ли вообще отмена экзаменов в школах.

По словам Сергея Кравцова, практика подобных нововведений показала, что качество образования от этого падало. Например, согласно последним данным, такая ситуация сложилась в Финляндии.

В любом случае оценка пока остается единственным способом обратной связи, а экзамен мотивирует школьников к обучению.

Любопытно, что в ходе встречи ученица 11 класса из многодетной семьи поделилась с собравшимися своей мечтой учиться в МГУ и обратилась с просьбой к Сергею Кравцову помочь ей посетить смотровую площадку этого храма науки. Глава Рособрнадзора оперативно связался с проректором МГУ и попросил его посодействовать в решении этой проблемы. Тот пообещал исполнить мечту школьницы.

Видимо, не только экзамены мотивируют детей к учебе…



Новости





























































Поделиться