Однако даже в годы, когда ее не преподавали, россияне все равно интересовались астрономией, считает ученый.
Одна из главных причин возвращения астрономии в школьную программу – ее постоянно растущее практическое значение для экономики и защиты военно-политических интересов России. Такое мнение высказал профессор физического факультета МГУ Анатолий Засов на пресс-конференции в четверг.
«Астрономия официально исчезла из российских школьных программ почти десять лет назад, как раз в тот момент, когда ЮНЕСКО объявила о начале года астрономии, а в мире начался бум интереса к нашей науке.
Россия же осталась в болоте низкого интереса и качества знаний, из которого мы не сможем выбраться, просто вернув астрономию в курс обучения», – сказал Засов, отвечая на вопрос ТАСС.
По его мнению, восстановлению астрономического образования мешает то, что сегодня в российских педагогических вузах нет программ и курсов по подготовке учителей, которые могли бы преподавать астрономию в школе. Этот пробел сейчас пытаются закрыть МГУ и Московский планетарий, которые организовали бесплатные курсы для учителей и всех любителей астрономии, отметил профессор.
При этом он подчеркнул, что общий интерес россиян к астрономии не угасал в те годы, когда преподавание этого предмета не велось. Как отметил ученый, во всех школах и классах всегда были любители и знатоки астрономии, с которыми, однако, систематически никто не работал.
Два года назад ситуация изменилась, когда астрономия вернулась в школьный курс с подачи тогдашнего министра образования и науки Ольги Васильевой.
«Сработала прагматика. Мы должны проводить астрономические исследования и создавать космические аппараты, даже если речь идет не о научных исследованиях, а о решении прикладных, в том числе и военных задач. Ракеты наводятся на цель по звездам, а единая система времени, необходимая для работы систем навигации, функционирует благодаря квазарам, активным ядрам галактик. Думаю, что абсолютная безграмотность россиян в этом отношении начала беспокоить и верха», – продолжил Засов.
Аналогичные проблемы, по его словам, затронули и преподавание физики в старших классах. Как надеется профессор, Министерство науки и высшего образования ускорит восстановление качества преподавания и того, и другого предмета в самое ближайшее время, так как ситуация развивается слишком медленно для того, чтобы Россия могла заново занять лидирующие позиции в мировой науке.