Владимир Спиваковский опубликовал в Фейсбуке пост о минусах ранней специализации. Публикуем его с разрешения автора.
«Иногда меня спрашивают: так уж ли хороша ранняя специализация в школе?
Отвечу: ранняя специализация детей в школе вредна.
Дети на протяжении 11–12 лет много раз меняют свои предпочтения, и это нормально и естественно, так как они пробуют себя то там, то сям. Никто же заранее не знает, кто, кем и чем будет.
В 3-м классе ребенок рисует, в 5-м классе играет в футбол, в 7-м – погружается в гейминг, в 9-м – штудирует английский. И вдруг, повзрослев, в 11-м классе внезапно... начинает интересоваться биологией: стволовыми клетками, генами, клонированием, то есть самым модным и перспективным.
Но восполнить пропущенные ранее базовые знания в области биологии будет очень сложно. Вот так многие люди потом становятся несчастными. Потому что им навязали или не объяснили приоритеты.
Поэтому в школе надо осваивать широкий круг знаний и компетенций, чтобы потом чувствовать себя в жизни как рыба в воде.
Но тут возникают жалобы, что предметов слишком много… На самом деле это не предметов много. Просто многие предметы преподают неинтересно. Да и сами предметы устарели и выглядят архаично.
А взрослые по инерции ведутся на подмену понятий.
Вместо того чтобы сделать интересными сами предметы и их преподавание, а также добиваться того, чтобы в школе были превосходные учителя, они идут по пути наименьшего сопротивления и говорят: математика не нужна… химия не нужна… ОБЖ не нужно.
Особенно критично последнее. Вообще-то по логике безопасность жизни и здоровья – это едва ли не самое главное в жизни.
Но какое непотребство сделали из этого архиважного, must know, знания?!
Я видел, насколько полезно и увлекательно преподают этот предмет и как он усваивается школьниками в других странах. Там это любимый предмет, потому что он очень жизненный.
Да и математика с химией не такие уж страшные монстры.
Согласитесь, что сами предметы не виноваты, что они скучные. Скучными их делают устаревшие методики и ужасные учебники.
И жаль, если из-за этого будет неверно выбрана с детства специализация, которая может стать проблемой из-за других нереализованных способностей ребенка.
Всегда лучше, если у ребенка будет достаточно широкий спектр умений, навыков, знаний и компетенций.
Или?»