ФГОС // Тема дня

Эксперты РАО отклонили проект ФГОС

30 сентября состоялось заседание экспертной группы при президиуме РАО.

Эксперты РАО отклонили проект ФГОС
Фото: life4health.ru

Причиной стало то, что в проекте нового образовательного стандарта исчезли основы культуры православия, ислама, буддизма и иудаизма, с чем категорически не согласна РПЦ. Из всего курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) остались только основы культуры мировых религий и светской этики. Об итогах обсуждения мы попросили рассказать члена этой экспертной группы, генерального директора ООО «Мобильное электронное образование», в 2005–2012 гг. руководителя разработки нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Александра Михайловича Кондакова.

Представители разных конфессий были единодушны в критике Минпроса

Это заседание было неким дежавю, поскольку в 2009 году по поручению министра образования и науки Андрея Фурсенко при президиуме РАО была создана поликонфессиональная рабочая группа по обсуждению проектов ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, нового курса ОРКСЭ и многих других вопросов, связанных с развитием личности гражданина России.

Наверное, курс ОРКСЭ был наиболее сложным и дискуссионным в работе комиссии, породившим столкновение различных точек зрения и мнений, но в итоге всем участникам обсуждения удалось прийти к согласию по столь неоднозначному вопросу. Все понимали, что его неправильная интерпретация может внести раскол в конкретные школы, где обучаются представители различных конфессий.

Создание и введение курса ОРКСЭ объединило представителей разных конфессий и общественных организаций в понимании некой основы, формирующей ценностные ориентиры подрастающего поколения в поликонфессиональной, поликультурной стране.

И сейчас за круглым столом встретились люди, многие из которых 10 лет назад обсуждали эту тему (академик РАО Александр Асмолов, заведующий сектором ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов, член-корреспондент РАО Александр Данилюк и другие).

На этот раз внимание собравшихся было сосредоточено не только на курсе ОРКСЭ, но и на принципах построения нового ФГОС. Прежде всего участники заседания выразили свое удивление тем, что стандарты не отражают основные положения документов стратегического развития России, таких как майские указы президента России от 7 мая 2018 года, Национального проекта «Образование» и других, декларирующих значимость и приоритет духовно-нравственного воспитания, нового содержания образования. Также они обратили внимание на то, что стандарты построены на устаревшей методологической и научно-методической базе.

Кроме того, в документах не акцентированы задачи сетевой социализации подрастающего поколения в условиях стремительно развивающихся сетевых технологий.

Удивительно то, что в стандартах отсутствует раздел о целях образования и воспитания, портрет выпускника, о котором при разработке действующих ФГОС договорились представители ведущих конфессий и общественных организаций. Не сформирован ценностно-смысловой стержень разработки проекта.

Это привело к тому, что обсуждаемые проекты стандартов, исключающие в том числе системно-деятельностный подход, утратили и духовно-нравственные ориентиры.

Никто из собравшихся так и не смог ответить на вопрос, что же привело к такому решению Министерство просвещения, представители которого отсутствовали на заседании.

Мы до сих пор не знаем фамилии разработчиков ФГОС и не понимаем, почему за рамками этих документов оказались вопросы морально-этических норм поведения.

Может, поэтому сокращение курса ОРКСЭ в таком контексте становится понятным.

Конечно, сегодня мы должны по-новому посмотреть и на этот курс, и на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Потому что изменилось наше общество под вилянием развития сетевых форм взаимодействия, кардинальных изменений в экономике, производственных процессах. Изменилось сознание учащихся – представителей цифрового поколения. И сегодня мы наблюдаем переход от передачи знаний к непрерывному обновлению компетенций, от образования для всех – к образованию для каждого, от образования на протяжении жизни – к непрерывному личностному развитию человека.

В итоге заседания было принято единодушное решение отклонить обсуждаемый проект ФГОС в части реализации курса ОРКСЭ в предлагаемом виде, в том числе в части духовно-нравственного развития подрастающего поколения страны.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube