Только пятая часть учителей детально знакома с национальным проектом «Образование», хотя он стартовал девять месяцев назад. Более половины знают о нацпроекте только в общих чертах и считают, что он нацелен главным образом на повышение их зарплат. А новая форма аттестации педагогов (на основе использования единых федеральных оценочных материалов) вызывает у сотрудников школ большие опасения – они не уверены, что смогут продемонстрировать необходимые компетенции. К таким выводам пришли эксперты РАНХиГС после проведения мониторинга эффективности школ.
Не те ожидания
На сегодняшний день учителя российских школ мало знают о национальном проекте «Образование», его целях, задачах и этапах реализации. Мониторинг, проведенный специалистами Института прикладных экономических исследований (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС, показал, что детально с нацпроектом ознакомлены лишь 18,6% педагогов. Более половины (66,2%) представляют его довольно абстрактно.
– Многие слышали про национальный проект «Образование», но большинство знакомы с ним крайне поверхностно или не знакомы вообще. Это проблема, потому что ожидания, которые учителя возлагают на нацпроект, не совпадают с задачами, которые он на самом деле призван решить. Педагоги думают, что основная цель «Образования» – повысить зарплату учителей, – пояснила «Известиям» директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
Повышение зарплат учителей в нацпроекте не заложено. Решение этого вопроса – отдельная тема, которая относится к выполнению майских указов президента. В самом же «Образовании» содержится федеральный проект «Учитель будущего», главная цель которого усилить престиж профессии, повысить квалификацию специалистов и улучшить условия их труда. Согласно проекту, к 2024 году половина педагогических работников повысит свое мастерство.
По словам Татьяны Клячко, конкретика по национальному проекту появилась только в январе этого года. Ее довели до регионов, но пока, видимо, не передали дальше – муниципалитетам и отдельным школам.
– Проект неоднократно менялся, обсуждался в основном на федеральном уровне, и широкой кампании информирования педагогов, вовлечения их в обсуждение не было. Поэтому многие к нему относились, как к разговору где-то там на верхнем уровне, – отметила в беседе с «Известиями» профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Тот факт, что педагоги мало знают о нацпроекте «Образование», подтвердил и заслуженный учитель России, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. Он отметил, что при этом от педагогов уже требуют отчетов по реализации нацпроекта – в августе, по его словам, многих вызывали из отпусков ради составления этих докладов.
В Министерстве просвещения «Известиям» сообщили, что глава ведомства Ольга Васильева регулярно проводит встречи с педагогами на уровне федеральных округов и регионов.
Дотянуться до компетенций
Как показал мониторинг, треть преподавателей сомневаются, что большинство учителей к 2024 году будут глубоко знать свой предмет, освоят новые методики преподавания и свободно овладеют информационными технологиями без реформы образования.
– В нацпроекте есть федеральный проект «Учитель будущего», и в нем декларируется, что все повысят квалификацию, освоят новые технологии, но об этом учителя знают тоже знают в общих чертах. В своих силах уверены только те, кто уже владеет этим набором компетенций, – прокомментировала результаты исследования Татьяна Клячко.
Педагогам не следует опасаться, что они останутся без работы, если не успеют повысить свой профессиональный уровень к 2024 году – в национальном проекте нет никаких положений о том, что несдача дает право на увольнение, подчеркнула Ирина Абанкина.
Расслабляться, правда, тоже не стоит – новая форма аттестации на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) подразумевает высокий уровень мастерства. Большинство преподавателей, уже сдавших «экзамен» (75,8%), считают процедуру объективной. Тем не менее более трети (36,5%) учителей не думают, что аттестация способна повысить качество образования.
– Объективными результаты аттестации считают те, кто успешно ее прошел, а вот те, кто не сдал, естественно, недовольны, – пояснила Татьяна Клячко.
ЕФОМ, отметила Ирина Абанкина, вызывает опасения у учителей – педагогическое сообщество не поддерживает мысль о том, что стандарт должен быть одинаков для всех. Множество вопросов возникает и относительно самой процедуры аттестации в регионах.
В Минпросвещения уточнили, что с апреля 2019 года более 10 тыс. учителей сельских школ по всей стране прошли обучение новым подходам в преподавании уроков «Технологии», «Информатика», а также предметов гуманитарного цикла. Кроме того, нацпроект «Образование» предусматривает проведение 24 образовательных сессий для педагогов.
Как ранее писали «Известия», от реализации национального проекта «Образование» россияне ждут модернизации учебной инфраструктуры, перехода на новые технологии и улучшения общей атмосферы в школах. Об этом свидетельствуют данные исследования Общероссийского народного фронта (ОНФ) на основе опроса родителей и учителей. Нацпроект, на который до 2024 года выделено почти 785 млрд рублей, должен вывести нашу страну в топ-10 по качеству общего образования. Самыми трудными задачами при его реализации педагоги считают строительство новых сельских школ и цифровизацию. А родители считают, что дружелюбная обстановка в классе важнее успеваемости.