О воспитании дочери (2015 год)
Надумано, что врачи не лечат, а учителя не учат своих детей. Приятно иметь в резерве парадокс (ведь действительно парадокс: человек воспитывает две тысячи учеников, а своего единственного ребенка – не успевает или не может).
Дочери я всегда уделял столько времени, сколько мог. С четырех до семи лет ею занималась необыкновенная бабушка, которая вложила в Лизу массу прекрасных вещей. Они жили в Подмосковье. Мы видели Лизу несколько раз в неделю (моя жена была тогда ведущей актрисой драматического театра), но это не мешало нам быть самыми близкими людьми.
В дальнейшем воспитании дочери я не основывался ни на какие педагогические концепции. Мы просто жили в диалоге. Общались, делились впечатлениями, идеями… Уроки? Я даже не помню, задавал ли я ей вопрос о них. Все мы были заняты делом, и, видимо, этот факт избавил от необходимости напоминать, призывать, поучать…
Я всегда предоставлял Лизе неограниченные свободы, не удручал ее своими советами. Позволял оступаться. Если, конечно, это не было сопряжено с риском для здоровья и жизни.
Она прошла через множество проб и ошибок. Например, окончив школу, выбрала сомнительное учебное заведение «Институт радио и телевидения». Курс отучилась, бросила и пошла работать. Только через несколько лет она поступила на филологическое отделение достойного ВУЗа. Когда сама пришла к пониманию того, что именно ей нужно.
Как видите, мне особо нечего рассказать о воспитании своей дочери. Да и не задумывался я об этом никогда. Но сегодня могу порадоваться тому, что она получилась очень хорошим человеком.
О личной жизни учителя (и праве на откровенные снимки) (2018 год)
Учительница имеет право сниматься обнаженной, если „обнаженка“ не является порнографией. Она имеет право пить хороший алкоголь, и на все другие прелести жизни она тоже имеет право.
Но это право поставило ее в жертвенное положение благодаря современным информационным технологиям. То есть, снимаясь на пляже в бикини или на нудистском пляже, она должна быть осторожной – а вдруг это изображение появится в социальных сетях.
Обнаженная учительница является мощным деструктивным фактором для детей, которых она учит.
Например, она очень нравится своим семиклассникам, но ей, скажем, не повезло с фигурой, у нее может быть лишний вес или кривые ноги. И она тем самым вынужденно свой блестящий учительский талант дискредитирует в глазах учеников.
Поэтому учительницам и учителям нужно быть очень осторожными, поскольку дети ориентируются на то, что в их учителе все должно быть прекрасно.
Простой совет учителям: обнажайтесь, но очень осторожно.
Знайте, глаз семиклассника Володи вас увидит.
О патриотизме (2017год)
Есть патриотизм, а есть «ура – патриотизм!». Разницу знаете? «Ура, патриотизм» – это когда кричат о любви к Родине, при этом гадят в собственном подъезде. Вам, наверное, попадались автомобили с наклейками «Вперёд на Берлин!». Их владельцы табличку повесили, но сами давят женщин с колясками.
Истинный патриотизм не в словах и публичных истериках, а в действии: содержании в чистоте своего города, непримиримости ко лжи и воровству и защите интересов своей родины от всякого дерьма.
О пятибалльной системе оценивания (2012 год)
Дело не в балльности. Дело в принципах. В нашу классическую систему оценивания заложена презумпция виновности ребенка. То есть если ты чего-то не сделал, у тебя отнимают. А если посмотреть на систему оценивания других стран, там, наоборот, если ты что-то сделал, тебе прибавляют. Мы проводили разные эксперименты с оцениванием и вернулись в результате к советской пятибалльной. Она не так уж плоха, если все знают «правила игры» и одинаково их соблюдают. В нашей школе они изложены в положении об оценивании и опубликованы на сайте. Один из самых важных моментов: все должны знать заранее, какие и когда будут проверочные и контрольные, например. В начальной школе примерно за год. Ситуация станет абсолютно прозрачной, когда мы окончательно перейдем на электронные журналы и дневники.
Оценивание – это очень болезненная тема. Конфликтная.
Все прекрасно понимают, что оценки в аттестате за курс полной средней школы роли никакой не играют. Но и дети, и родители сходят с ума, чтобы была не тройка, а четверка, не четыре, а пять. Так уж устроен человек.
О том, что делать, если ребенок не читает (2012 год)
Все зависит от возраста. Если ему 16, и он не читает, то я боюсь, что это навсегда. Хотя есть и эксклюзивные примеры. Может, до первой интересной книги не читает. Кстати, если это подросток, то есть интересный ход – сделать книгу под запретом. Как только под запретом – становится самоценностью. Ну и потом, может, он не читает художественную литературу, но читает иные, интересующие его тексты. У меня есть знакомая, которая закончила филологический факультет МГУ. Она не может читать беллетристику, но с удовольствием читает научные тексты.
Ну и что? Чтение беллетристики – познание через образы, чтение технической литературы – познание с минимумом энтропии.
У ребенка, читающего техническую литературу, может быть не менее богатый ассоциативный ряд, чем у того, кому по душе художественные переживания героев. […]
У меня первое реальное прочтение Гоголя было лет 30 назад. Я полагаю, что наша школьная литературная линейка выстроена без учета возрастных особенностей, начиная с былинных дел в пятом классе.
Одна учительница литературы разрешала за хорошо подготовленный урок по классике почитать вслух в классе «Гарри Поттера».
То есть отработал свое по Тургеневу, а теперь давайте кайф получим. […]
Есть еще мощный социальный фактор: у нас книга сначала была в дефиците, а теперь вроде доступна, но стоит очень дорого. Я перестал покупать книги, я скачиваю и читаю в IPad. Да и стоит ли делать акцент на том, что «мой ребенок не читает» – современная проблема?! Всегда кто-то читал, кто-то не читал. Это вечная тема!