Экономика // Комментарий эксперта

Зарплатные качели

Депутаты верят, что если они примут умный закон, то ситуация с заработными платами учителей сразу улучшится. Учителя будут получать достойную зарплату – не ниже 2 МРОТ, а их нагрузка не увеличится, а снизится.

Зарплатные качели
Фото: ranepa.ru

Вера в чудо в России беспредельна. Но, к сожалению, чудес в нашей жизни не бывает. И сейчас базовая ставка учителя по Закону «Об образовании в Российской Федерации» не может быть ниже МРОТ, который с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 рублей.

Учителя жалуются на зарплату в 5-8 тыс. рублей, а то и ниже. Если установить базовую ставку в 2 МРОТ, то ситуация, как ни печально, вероятнее всего, не изменится.

Но предположим, что у всех учителей базовая ставка стала не ниже 22 326 рублей. Означает ли это, что все учителя будут получать достойную зарплату, работать на одну ставку и повышать свой профессиональный уровень?

Прежде всего, если не разрешать учителям работать больше, чем на одну ставку, то педагогов в российских школах не будет хватать, придется набирать новых учителей, а это потребует увеличения фонда зарплаты труда. Сразу же возникнут регионы, для которых это станет нерешаемой проблемой.

В Центральном федеральном округе в тяжелом финансовом положении окажутся, например, Белгородская область со средней учительской зарплатой в первом полугодии 2018 г. в 27 701 рубль, Ивановская область – 27 202 рубля (в обеих средняя зарплата учителей немного больше 2 МРОТ), Костромская область – 24 232 рубля (почти 2 МРОТ) и некоторые другие.

В СФЗО, правда, только два субъекта Федерации – Новгородская и Псковская области – явно попадут в сложную ситуацию, а вот в СКФО – это будут все регионы, входящие в округ.

И так можно пройти по всем округам и понять, в каких регионах системы школьного образования столкнутся с серьезными финансовыми трудностями. Но и это еще не все проблемы, которые появятся.

В большинстве регионов, где средние зарплаты составляют немногим больше 2-2,5 МРОТ, в школах придется практически повсеместно отказаться от стимулирующих надбавок – на них просто денег не останется.

Про компенсирующие выплаты также надо будет забыть. И, кроме того, у учителей, у которых заработная плата была выше средней, она вынужденно упадет.

Улучшит ли это самочувствие учительского корпуса – сказать сложно, поскольку если у одних зарплата вырастет, то у других она снизится.

Вполне возможно, что школы, чтобы сохранить хорошим учителям достигнутый ранее размер заработной платы, попытаются повысить плату за дополнительные образовательные услуги. Вряд ли это понравится родителям и, что еще важнее, приведет к отказу малообеспеченных семей от дополнительных занятий для их детей.

Таким образом, политически выигрышное предложение без увеличения бюджетного финансирования школьного образования может привести к весьма тяжелым последствиям не только для учителей, но и для учащихся.

А надеяться на то, что регионы в ближайшие годы смогут серьезно нарастить бюджетные расходы на школьное образование, не приходится: экономическая ситуация в России остается достаточно сложной.

Татьяна Клячко



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться