Практика взимания денежных средств с родителей на нужды школы утвердилась и распространилась с 90-х годов прошлого века. Однако с тех пор органы управления образованием наработали определенную тактику регулирования этого вопроса.
Учитывая повышенную степень конфликтности темы поборов, периодически к ней обращается федеральное министерство.
Так, Минобрнуки в Письме от 13 сентября 2013 г. № НТ-885/08 «О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся общеобразовательных организаций» просило муниципальные общеобразовательные организации организовать работу постоянно действующей «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях.
Также в письме содержались просьбы организовать:
- проведение мониторинга мнения родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций по вопросам оказания платных образовательных услуг, привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц,
- размещение на сайтах учредителей государственных общеобразовательных организаций информации
- о телефонах «горячих линий»,
- адресах электронных приемных (в том числе правоохранительных и контрольно-надзорных органов),
- других ресурсов, имеющихся в субъекте Российской Федерации, которыми могут воспользоваться обучающиеся, их родители (законные представители) в случаях, когда действия руководства и других сотрудников образовательных организаций нарушают их права и законные интересы.
Подчеркнем, что речь шла именно о просьбе в формально-юридическом смысле, обусловленной тем, что муниципальные общеобразовательные организации формально не подчинены федеральному органу управления образованием.
Также в Письме от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств» Минобрнуки России обращало внимание на жалобы в Министерство по поводу поборов на ремонт зданий, оплату содержания службы безопасности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, а также другие нужды.
Общий смысл этого письма можно свести к двум тезисам:
1. Денежные взносы родителей (индивидуальные и коллективные) в адрес школы в принципе возможны, но исключительно на добровольной основе в рамках, установленных Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Добровольность заключается прежде всего в отсутствии давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц.
Особое внимание в этом законе обращается на то, что установление фиксированных сумм для благотворительной помощи относится к формам принуждения.
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательного учреждения.
2. Школа финансируется за счет соответствующего бюджета в пределах, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.
В связи с этим взимать деньги с родителей на то, что и так должно быть профинансировано из бюджета, является нарушением установленного Конституцией права на бесплатное получение образования.
Родители могут, но не обязаны делать взносы на содержание и охрану зданий школ, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.
Родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления школой могут принять решение о сборе денежных средств только в отношении себя самих, а не родителей всех детей, посещающих конкретное учреждение.
То или иное несогласие с поборами в школах зачастую заставляет обращаться с жалобами. Как правило, конфликтные ситуации, связанные с такого рода жалобами, разрешаются внутри школы.
Однако при недостижении согласия сторона, считающая свои права нарушенными в части финансового обеспечения деятельности школы, может обратиться в различные органы, к числу которых относится вышестоящий по отношению к школе орган управления образованием, региональный орган по контролю (надзору) в сфере образования, прокуратура.