Летние каникулы существуют в большинстве стран мира, но срок летнего отдыха в разных странах разнится – от трех недель в Южной Корее до трех месяцев в США, Италии, Латвии и России.
Популярно мнение, что длительные летние каникулы – это следствие аграрного прошлого, когда взрослые летом нуждались в помощи детей на полевых работах. Однако некоторые историки считают, что у такого мнения недостаточно доказательств.
Есть и такие эксперты, которые полагают, что очень длинный перерыв в обучении имеет существенные недостатки.
В одном из южных штатов США исследователи сравнили результаты тестов школьников в возрасте от 7 до 15 лет за 2008–12 гг. Это были тесты, которые проводились в конце учебного года и начале следующего за ним.
Ученые пришли к выводу, что в среднем за летние каникулы американские дети забывают более четверти изученного материала за предыдущий год.
При этом и в странах, где летние каникулы короче, чем в США, наблюдается такая же тенденция.
Руководитель Национальной ассоциации летнего обучения (США) Мэтью Болэй назвал летние каникулы периодом года, когда наблюдается наибольшее неравенство между богатыми и плохо обеспеченными детьми.
Дети из бедных семей забывают за летний период больше, чем их сверстники из богатых семей.
Богатые родители могут восполнить образовательные недостатки ребенка с помощью репетитора или летнего лагеря, в то время как бедным семьям сложнее позволить себе что-то подобное. Некоторым из них приходится стоять в многочасовых очередях, чтобы записать ребенка в бесплатную спортивную секцию.
Для многих семей летние каникулы влекут за собой финансовые трудности.
В странах, где во время учебного года дети получают бесплатное школьное питание, летом семьи больше тратят на продукты. Семьям, где работают оба родителя, во время каникул приходится нанимать кого-то для присмотра за ребенком.
Руководитель летней программы одной из начальных школ Уэльса Наташа Кокрэм беспокоится, что летом многие дети большую часть времени проводят дома перед телевизором. По ее мнению, это происходит из-за того, что родители не могут позволить себе обеспечить их активным досугом, но в то же время не хотят позволять им гулять без присмотра.
Бенджамин Пайпер, исследователь из исследовательского института RTI International, считает, что проблема потери полученных за учебный год знаний может проявляться еще серьезнее в развивающихся странах, где она в основном остается без внимания и не изучается.
Эксперты предлагают несколько способов решения проблем, вызванных долгими летними каникулами:
- увеличить продолжительность учебного года,
- перенести часть срока летних каникул на другие периоды года,
- обеспечить большее количество проводимых государством летних мероприятий для школьников.
Первый подход наиболее кардинально применяет Южная Корея, где летние каникулы длятся всего три недели. Это самые короткие в мире летние каникулы.
Конечно, южнокорейские школьники достигают отличных результатов на международных программах по оценке образовательных достижений учащихся. Но по сравнению с детьми из других богатых стран они делают это ценой постоянного механического запоминания и большего количества проблем с психическим здоровьем.
Аргументом против растягивания учебного года является необходимость увеличения бюджетных затрат. Учителя, несомненно, будут против такого подхода, если им не повысят зарплату.
Некоторые считают оптимальным второй подход, с сокращением летних и удлинением остальных каникул. В частности, директор школы Cadoxton Джанет Хэйворд предлагает сократить летние каникулы в Великобритании с шести до четырех недель и перераспределить оставшиеся две недели на другие времена года.
Мистер Болэй, наоборот, сомневается, что подобные изменения окажут существенный эффект на сохранение пройденного материала в памяти детей. Во всем мире летние каникулы укоренились в традиции, а обучение круглый год пока не доказало своей эффективности.
Вместо перекраивания каникул мистер Болэй предлагает обеспечить финансирование летних мероприятий для школьников за счет средств налогоплательщиков и меценатов.
По его мнению, летом школьники должны развивать навыки, которые не входят в школьную программу.
Правительства некоторых стран заинтересованы в том, чтобы помочь родителям в период летних каникул.
Например, министерство образования Великобритании объявило о выделении £2 млн ($2,54 млн) на проведение детских летних мероприятий и организацию питания. Венгрия расширила программу по обеспечению детей обедами в летние каникулы. А в США активисты не дали правительству страны отменить государственное финансирование детских мероприятий на время летних каникул.
Перевод Анны Шивриной