История этого театра заслуживает особого внимания. «Мост» первым в России прошел путь от университетского до профессионального театра, получив в 2000 году статус государственного. МОСТ – правопреемник Студенческого театра МГУ. С 1980 года по нынешнее время театр возглавляет Евгений Славутин.
МОСТ – лауреат многочисленных фестивалей Европы и Америки. В афише театра постановки разных жанров – от комедии-буфф до психологической драмы. Особое внимание уделяется детским спектаклям.
О том, какие события ждут зрителей на предстоящем театральном форуме, рассказывает директор театра МОСТ Ирина Большакова.
– Ирина Александровна, расскажите, как возникла идея проведения фестиваля?
– Все началось в конце 1980-х, когда я была директором тогда еще Студенческого театра МГУ. В ту пору пал железный занавес, и нас стали отпускать в Европу. На собственном опыте мы убедились, что студенческих театров в мире много. Но в России в те годы вообще не было традиции проведения театральных фестивалей.
Поскольку Студенческий театр МГУ пользовался большим успехом и билеты в зал на 450 мест в ДК МГУ успешно продавались, то мы решили использовать эти средства на проведение первого в России международного театрального фестиваля студенческих театров.
Нам удалось это сделать в 1990 году благодаря Международной ассоциации любительских театров AITA при Союзе театральных деятелей России, которая помогла нам найти партнеров.
В 1992 году прошел второй фестиваль.
На пике успеха двух прошедших фестивалей у нас возникла новая идея – провести конференцию и пригласить на нее руководителей театральных фестивалей в разных странах с целью создания Международной ассоциации университетских театров.
Но в связи с тем, что вскоре мы потеряли свою сценическую площадку, эта идея до поры до времени оставалась нереализованной. Несколько лет у нас ушло на выживание, на сохранение театра.
Нам помог счастливый случай: на Международном фестивале молодежных театров в Минске мы встретились с Робером Жерме – директором театра Королевского Льежского университета. Он принимал участие в нашей конференции и осуществил наши общие замыслы, создав впоследствии Международную ассоциацию университетских театров. После этой встречи мы начали сотрудничать.
Ныне в этой ассоциации представлены все страны и континенты, и раз в два года собирается Всемирный конгресс, в рамках которого проводится фестиваль. В этом году нам выпала честь провести конгресс и фестиваль студенческих театров в Москве. Нас поддержало столичное правительство.
Лучшие спектакли молодежных театров можно будет увидеть на трех сценических площадках: в театре МОСТ, в Театральном центре «Вишневый сад» и в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в РФ.
Помимо спектаклей, мероприятие включает в себя научную программу конгресса, в рамках которого планируется проведение конференций, семинаров, лекций, презентаций и мастер-классов. Основная площадка для конгресса – НИТУ МИСиС.
Художественный руководитель театра «Мост» Евгений Славутин и директор театра «Мост» Ирина Большакова
– По каким критериям проходил отбор театров на этот фестиваль?
– Спектакли на фестиваль отбираются на конкурсной основе. Театры присылают видео своих спектаклей, которые рассматривает международный оргкомитет. В его состав вошли руководители театра МОСТ, известные театральные критики и члены исполнительного комитета фестиваля из разных стран.
Все вместе мы думали о том, по каким принципам нам сформировать афишу, чтобы это не был хаотичный набор спектаклей. Мы решили поддержать три тематических направления.
Во-первых, это документальные спектакли, основанные на реальном историческом материале. Таким образом, мы отобрали три спектакля в таком жанре:
- «4 Любы. Оттепель» (театр МОСТ) – мультижанровый портрет времени внезапной свободы и открытости новому миру;
- «Человек, перешедший реку» (Театр документа, Минск, Беларусь) – спектакль-документ в жанре экзерсисов с элементами биомеханики о режиссере-реформаторе Всеволоде Мейерхольде;
- «Остановись, прохожий» (Русский Молодежный театр «Inspire», Огре, Латвия) – музыкально-поэтическая композиция о судьбе Марины Цветаевой.
Во-вторых, невербальные спектакли:
- «Триптих» (театр «Карман», Кемерово, Россия), в котором студенты-«технари» раскрывают вечные темы, используя суперсовременные технологии;
- «Cafe» (студия-театр «Манекен», Челябинск, Россия). Где-то в Европе, в кафе, на перекрестке всех дорог и судеб встречаются и расстаются люди.
Невербальный театр – это очень интересное направление, когда вместо слов используются жесты, музыка, пластика.
В-третьих, классические литературные произведения в интерпретации молодых артистов. На сцене не используются копии исторических костюмов. Акцент делается на активное взаимодействие со зрителем.
- Это «Ромео и Джульетта. Сонет Бессмертной Любви» (театр-лаборатория «AlmaAlter», София, Болгария) – инновационная трактовка сюжета дает классическому шекспировскому тексту возможность жить в другом пространстве;
- «Сирано» (театр МОСТ) – старая добрая история, рассказанная с виртуозной легкостью, иронией и бесконечной нежностью;
- «Как пришла любовь к Хуану Тамаду» (театр Tanghalang Pilipino, Пасай, Филиппины) – любовный треугольник персонажей из старых филиппинских легенд и синтез современной и этнической музыки.
После просмотра каждой группы спектаклей мы планируем на круглых столах обсуждать тему в целом, например, что такое документальный или невербальный спектакль, какие художественные средства использованы для постановки каждого жанра, как он затрагивает эмоциональную сферу зрителей.
В дискуссии примут участие режиссеры и театральные педагоги с мировым именем. Например, Вито Минойя, профессор университета Урбино (г. Урбино, Италия), сделает доклад на тему: «Образование и тренинги в театре социального взаимодействия».
Дмитрий Трубочкин, профессор ГИТИСа, выступит с пленарным докладом «Театр и театральная школа: новые связи и взаимодействия».
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский выбрал тему «Театр и университет в России: общие корни, лабораторная площадка, любители, открывающие новые горизонты».
Это важнейшее событие посетит Тобиас Бьянконе – генеральный директор Международного института театра при ЮНЕСКО.
– В анонсах фестиваля указано, что в нем примут участие молодежные и студенческие театры. Что означает принадлежность к этому статусу?
– В этих театрах заняты студенты театральных студий и профильных факультетов классических университетов, занимающихся подготовкой будущих артистов.
В их числе – Театр документа при Белорусском государственном университете культуры и искусства.
Также будут представлены любительские студенческие театры, например, Кузбасского технического университета им. Тимофея Горбачева или театра-лаборатории Софийского университета им. Св. Климента Охридского.
Театр из Латвии имеет статус любительского, но руководит им актриса, режиссер, выпускница ВГИКа (курс Романа Виктюка) Светлана Баравикова.
Наш театр МОСТ продолжает традиции студенческого театра: в нем играют как участники бывшего театра МГУ, так и новые артисты, получившие профессиональное образование в нашей учебной студии под руководством Евгения Славутина.
– Все спектакли в афише фестиваля имеют возрастное ограничение 12+. Чем они интересны для подростков?
– Все спектакли по большому счету посвящены размышлениям о смысле жизни. Подросткам это необходимо. Причем спектакли так поставлены, что оказывают эмоциональное воздействие на человека, заставляют его сострадать и сопереживать. Немаловажно и то, что игра молодых актеров настолько зажигательна и современна, что не оставит равнодушными ни юных зрителей, ни старшее поколение.
Будет интересна историческая тематика некоторых спектаклей фестиваля. Например, в постановке театра МОСТ «4 Любы. Оттепель» мы показали не парадную, а человеческую сторону той легендарной эпохи.
В процессе работы над этой постановкой артисты самостоятельно искали исторические документы в архивах и в Интернете, наиболее ценные и яркие фрагменты вошли в спектакль. В их числе – подлинное письмо Гагарина перед полетом, адресованное его жене, в котором он просит позаботиться о своей матери, если с ним что-то случится.
Надеемся, эта постановка позволит школьникам лучше понять историю своей страны, а еще - услышать стихи поэтов той поры: Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского.
– Вообще в афише театра МОСТ много детских спектаклей: «Питер Пэн», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Тобио – мастер кукол», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и другие. Чем продиктована такая репертуарная политика?
– Постановка детских спектаклей – принципиальная позиция нашего художественного руководителя Евгения Славутина. В этом году он поставил пьесу «Три Ивана» по сказке Андрея Усачева для детей дошкольного возраста в стиле русского лубка.
Большим успехом пользуется спектакль «Тимур и его команда»: сначала он шел в литературном кафе, а с осени переходит на основную сцену. Удивительно, но спектакль по этой повести Аркадия Гайдара нигде в Москве больше не идет.
Спектакль «Дорогой Бог» по роману Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» популярен настолько, что на него открыт «лист ожидания» на полгода вперед. Это легкая, смешная и одновременно трагическая постановка о мальчике, которому осталось жить всего 12 дней. Зрители выходят с этого спектакля со слезами на глазах. Я считаю, что это отличительное качество нашего театра – волновать душу и сердце.
–Как бы вы охарактеризовали место театра МОСТ среди других московских театров?
2 Наше место определяет зритель. Например, антрепризные театры рассчитаны на совершенно определенную часть публики, которой требуются развлечения, и эта часть аудитории почти не совпадает с нашей.
Наш зритель – это московская интеллигенция, причем не только молодежь, но и люди среднего и пожилого возраста.
Есть информация, что на наши спектакли сначала приходят молодые, а потом они покупают билеты своим родителям или дедушкам, бабушкам. Или, наоборот, возрастные люди, посмотрев наши спектакли, покупают билеты своим детям и внукам. Это та публика, которая хочет поделиться своими впечатлениями и передать свою радость близким и друзьям.
– С некоторых пор ваш театр стал культурной площадкой столицы, где собираются молодые поэты, писатели, дизайнеры, музыканты. С чем связано это новое направление вашей деятельности?
– Мы уже два года проводим обсуждения после спектаклей.
Например, после постановки документального спектакля «Русский авангард», посвященной поэтам Серебряного века, мы провели совместную акцию с музеями Цветаевой и Маяковского: у нас состоялся разговор о той эпохе, о ее ярких представителях.
Или перед спектаклем «Каприз Паганини» известный искусствовед, профессор Евгений Жаринов прочитал лекцию на тему «Изображение Дьявола в искусстве».
– Я желаю дальнейших творческих успехов вашему театру.
– А мы приглашаем всех желающих на XII Всемирный конгресс и VI Международный фестиваль студенческих и молодежных театров.
Подробную программу можно посмотреть здесь.