Образовательная политика // Комментарий эксперта

Регионам необходимы федеральные средства для развития школ

Для нас было очевидно, что начинать процесс надо с периферии, с дальних сельских районов. Мы задались целью сделать именно государственную, так называемую «опорную» школу, платформой для выстраивания единой государственной политики.

Система образования Кировской области включает в себя 1235 образовательных организаций с общим числом обучающихся более 265 тыс. человек. В сфере общего образования функционируют 537 общеобразовательных организаций, в том числе 522 дневные государственные и муниципальные школы. В них обучается 135,4 тыс. школьников и работает 11,5 тыс. педагогов.

Доля сельских школ в области в общем числе дневных школ составляет 66%. При этом в них обучается всего 17% школьников области.

Содержание сельских школ обходится в 4–5 раз дороже городских, именно в этой сфере накопилось самое большое количество проблем. В то же время мы понимаем значение сельской школы как культурного и экономического центра села.

Для нас было очевидно, что начинать процесс надо с периферии, с дальних сельских районов. Мы задались целью сделать именно государственную, так называемую «опорную» школу, платформой для выстраивания единой государственной политики. На ее базе обеспечить единство образовательных и воспитательных программ и единое информационное пространство, внедрять эффективные формы использования и управления государственным имуществом.

На самом первом этапе мы провели большую разъяснительную работу с главами муниципалитетов, с общественным советом при министерстве образования области, с представителями местного Законодательного собрания. В их числе были противники этого эксперимента. Мы сумели их убедить в правильности нашей позиции.

И когда в районах увидели, что мы хотим сохранить школы, в том числе за счет развития дистанционного образования и увеличения транспортной доступности, наша политика получила поддержку.

И если в 2017 году правительство области приняло решение передать на региональный уровень с 1 января 2018 года 29 муниципальных школ, то в этом году органы местного самоуправления сами выступили с предложением передать с 1 января 2019 года в областную собственность 26 общеобразовательных организаций, из них 5 школ в качестве новых опорных, остальные станут их структурными подразделениями.

Опыт нашего региона по принятию школ на областной уровень показал, что данная модель управления общеобразовательными организациями позволяет решить накопившиеся проблемы в сфере общего образования.

Опорная школа становится ресурсным центром для других школ в части использования учебно-лабораторного оборудования, спортивной базы, библиотеки и, самое главное, педагогических кадров.

Муниципалитеты получают экономический эффект от передачи школ, снимая с себя ответственность за содержание имущественного комплекса, за повышение зарплаты учителей.

В то же время важно отметить, что мы выбрали экономическую модель, при которой не возрастает нагрузка на областной бюджет: субъект осуществляет финансовое обеспечение образовательной деятельности и несет все расходы по содержанию имущества за счет перераспределения средств областного бюджета.

Данный вариант подходит для дотационных органов местного самоуправления, получающих дотацию или субсидию на выравнивание из областного бюджета.

Дополнительные средства потребовались только на компенсацию питания многодетным и малообеспеченным семьям, что составило не более 2% от общего финансирования.

Создание сети опорных школ позволяет использовать преимущества централизации управления имущественным комплексом. В настоящее время на базе одного из подведомственных учреждений создана единая транспортная служба для обслуживания школьных автобусов опорных школ и автомобилей для реализации проекта «Мобильный учитель». Единой транспортной службе переданы 52 автобуса, с ГИБДД согласованы маршруты движения, разработана логистика перевозок детей. Централизованно осуществляются техническое обслуживание и ремонт автобусов.

Экономическая выгода от проводимого эксперимента может достичь 2–3% от расходов областного бюджета на общее образование.

Однако средств, полученных от второго этапа проекта, очевидно, будет недостаточно для модернизации и развития сети принятых на областной уровень учреждений образования, многие из которых нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.

Кроме того, существует потребность в строительстве новых школ. Кировская область участвует в федеральной программе, в рамках которой запланировано строительство шести новых школ. Потребность региона составляет порядка 30 школ.

Думаю, похожая ситуация сложилась и в других регионах страны. Но теперь, в русле единой федеральной политики, проводимой в сфере образования, на эти цели будет проще привлекать средства государственно-частного партнерства.

Выступая на Всероссийском совещании в Сочи, я предложил перейти к единым принципам нормативно-подушевого финансирования в РФ. Средства из региональных бюджетов должны дополняться федеральными, которые пошли бы на развитие школ, на их строительство и оснащение. Это стимулировало бы приход крупного частного инвестора в образовательную отрасль.

Федеральные средства могут выделяться в виде грантов на компенсацию уже понесенных регионом затрат.

Надеюсь, мое предложение будет услышано.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться