Открытый в 2005 году, театр «Практика» почти сразу стал центром притяжения самых разных зрителей, прежде всего молодежи.
Здесь начинают свой творческий путь студенты театральных вузов, ученики известных режиссеров, в том числе Олега Кудряшова и Виктора Рыжакова.
В мае нынешнего года художественным руководителем театра стал заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Дмитрий Брусникин, руководитель мастерской, созданной из выпускников курса Школы-студии МХАТ.
С 2016 года этот актерский коллектив является резидентом «Практики», поэтому назначение Дмитрия Брусникина на должность художественного руководителя театра было воспринято как закономерное решение.
Одной из ярких и неизменно аншлаговых постановок с участием этого мастера стал спектакль «Black&Simpson», повествующий о реальных событиях.
Обратный отсчет
Документальная основа пьесы – не новость для «Практики». Однако случай с «Black&Simpson» – особый, поскольку этот спектакль рассказывает об отношениях преступника и его жертвы, которые много лет переписываются друг с другом.
Об этой истории узнал американский режиссер Казимир Лиске, поставивший спектакль на сцене «Практики».
В пьесе только два героя: Гектор Блэк, дочь которого была убита (Дмитрий Брусникин), и Айван Симпсон (Антон Кузнецов) – заключенный, отбывающий пожизненное наказание за это преступление.
Переписка зачитывается в обратном порядке, когда отец погибшей уже нашел в себе силы простить человека, по вине которого ушла из жизни его любимая дочь Патриция.
А сам преступник раскаялся, осознал свою вину и преодолел ненависть к самому себе.
Поэтому начало постановки благополучное и даже благостное: Гектор рассказывает Айвану о своих фермерских заботах, о том, как он собирает урожай, ухаживает за разными растениями.
Айван – типичный городской житель и дилетант в вопросах сельского хозяйства – задает ему вопросы о том, как растет ананас – на земле или на дереве, как собирают клубнику и так далее.
Кроме того, Гектор ухаживает за своей женой Сьюзи (оба они – люди преклонного возраста), которая часто болеет и к концу жизни слепнет и уже не может передвигаться.
Айван в своих письмах проявляет беспокойство о Сьюзи, передает ей слова поддержки и пожелания скорого выздоровления.
В свою очередь он делится с Гектором размышлениями о своей жизни в тюрьме, сокамерниках, своей работе – он повар в тюремной столовой. Айван признается, что любит готовить, и подробно описывает блюда, которые ему особенно удаются.
Казалось бы, это диалог в письмах двух друзей или близких родственников, которые стремятся чем-то порадовать и приятно удивить друг друга.
Например, Гектор периодически посылает Айвану денежные переводы к праздникам, а тот, не имея таких возможностей, старается найти добрые слова, украсить «смайликами» свои послания…
Но чем ближе к концу переписки (вернее, к ее началу), тем напряженнее становится действие спектакля.
Путь к прощению
Гектор просит Айвана подробно рассказать о том, как произошло убийство его дочери, какие причины и обстоятельства послужили толчком для совершения преступления. Айван не сразу, но все же отвечает на эти вопросы.
В первых своих посланиях Гектор пишет, что никогда не сможет простить убийцу.
Впоследствии, с течением времени, Гектор старается понять убийцу, объяснить мотивы содеянного как истинно верующий христианин.
В финале действия, когда Гектор остается один после смерти жены, он признается, что Айван – самый для него близкий человек.
Здесь достаточно вспомнить слова из Евангелия от Матфея: «Петр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз».
Айван тоже проводит работу над собой, стараясь преодолеть, как он выражается, «легион» (или демонов) в своей душе.
Бывали случаи, когда его до такой степени раздражали поступки его сокамерников, что он был близок к новому преступлению, тем более что он и так приговорен к пожизненному сроку и терять ему нечего.
Но он собирал в себе все силы для того, чтобы победить в себе злое начало и простить своих обидчиков.
Не случайно второе имя Айвана – Кристофер, то есть «носящий в себе Христа», «чтящий Христа».
В тюрьме он все чаще задумывается о своем предназначении в жизни, об исправлении, о Боге.
Главные роли
Исполнитель роли Айвана Антон Кузнецов очень хорошо передал противоречивый характер своего персонажа: это парень из неблагополучной американской семьи (как следует из переписки, он родился в психиатрической больнице, где лечилась его мать).
Нетрудно догадаться, что жизнь его не баловала, он не получил нормального образования и выполнял неквалифицированную работу. Общество его не принимало, поэтому он решил выделиться и «проявить себя» в криминальной сфере, а наркотики лишь подталкивали его к новым преступлениям, пробуждая дьявольское начало в его душе.
Антон Кузнецов играет парня с не очень грамотной речью, но способного на добрые поступки и желающего избавиться от зла в себе самом.
Гектор Блэк в исполнении Дмитрия Брусникина – рассудительный мужчина, заботливый муж, трудолюбивый фермер, который за обыденными делами старается спрятать свою постоянную боль за потерянную дочь Патрицию.
Кстати, она тоже незримо присутствует в спектакле: из переписки становится ясно, что она была доброй, помогала бедным. Как следует из рассказа Айвана, когда тот пришел в ее дом с целью совершить кражу, чтобы на вырученные деньги купить очередную дозу, девушка посоветовала ему обратиться к врачу для избавления от губительной привычки.
«Black&Simpson» – спектакль об умении понять и простить другого человека, даже если тот принес тебе непоправимое горе. К сожалению, только единицы способны на такой шаг.
«Слабые никогда не прощают; прощение – привилегия сильных» (Махатма Ганди).
В век, когда нашим миром правит агрессия, спектакль «Black&Simpson» – это очень своевременный ответ театра на вызовы времени, в том числе связанные с воспитанием подростков.