Без рубрики // Рецензия

Трудно быть королевой

Почему я бы посоветовала посмотреть фильм британского режиссера Стивена Фрирза «Королева» (2006) родителям вместе с детьми?

Трудно быть королевой
Фото: kissthemgoodbye.net

Во-первых, потому, что Елизавету Вторую играет в нем потрясающая Хелен Миррен, которая невероятно похожа (и внешне, и внутренне) в этой картине на ныне правящую королеву Великобритании. Во-вторых, посмотреть его стоит для того, чтобы понять: истинный правитель всегда руководствуется не собственными прихотями и симпатиями, а интересами своего народа (похоже, впрочем, что это возможно лишь в случае современного конституционного монарха?). Ну а еще этот фильм полезно увидеть для того, чтобы осознать, насколько скромны и невенценосны (несмотря на наличие короны-венца) истинные аристократы (да и некоторые ныне власть предержащие). Как говорится, почувствуйте разницу…

Что-то с карданным валом

«Корона» – картина о неделе из жизни британской королевской семьи, а также только что избранного премьер-министра Тони Блэра. Она длится с 31 августа по 6 сентября 1997-го. Это период с известия о гибели принцессы Дианы и до ее похорон. И Блэр, и Елизавета тут прежде всего частные люди. Блэр обедает дома с тремя детьми и женой (рыбными палочками!) и потом сам моет посуду (!). Муж Елизаветы принц Филипп говорит ей, укладываясь спать: «Подвинься, капустка!». Королева с привычным для нынешних пожилых людей по-советски повязанным на голове платочком сама гоняет по полям своего имения на армейском джипе. А когда он застревает посреди реки, звонит механику и ставит диагноз автомобилю («что-то с карданным валом»). А когда тот поражается таким познаниям, королева замечает: ну не зря же в войну я была механиком.

Трудно себе представить, чтобы у нас сняли фильм про правящую ныне элиту. Это просто невозможно. А вот в Британии – сколько угодно.

Например, уже после «Королевы» появился сериал «Корона», первая часть которого была посвящена тому, как юная девушка Елизавета становится королевой. Она постепенно понимает, что почти ни на что не имеет права. Ее жизнь и судьба близких скована жуткими ограничениями (например, ее муж никогда не сможет заниматься любимым делом – быть летчиком), а ее сестре запрещено жениться по любви. Но королева с юности осознает свою ответственность перед страной и народом (ее так воспитали). И еще: всё в ее жизни достаточно аскетично и скромно.

Елизавета не любит Диану, но…

Точно также она не позволяет себе дать волю своим желаниям и в «Королеве». Ведь Елизавета совсем не любит бывшую принцессу Диану, не считает ее членом королевской семьи, и поэтому сначала отказывается проводить государственные похороны народной любимицы (ведь «это частное дело»). Но, наблюдая по телевизору скорбь многих тысяч англичан по «народной принцессе» и приняв во внимание увещевания только что избранного Тони Блэра, который раз в неделю (со времен Черчилля) посещает королеву, принимает противное ее душе решение: устроить государственные похороны.

И она произносит слова в своем телеобращении, которые должна произнести, отдавая дань той, «которая принесла счастье очень многим».

Ведь в противном случае, возможно, под угрозой оказалось бы само существование монархии (Блэр говорит ей до того, как она это сделала: «70 процентов считают, что ваши действия повредили монархии»). Вот уж кто настоящая «железная леди» («предпочитаю держать свои чувства при себе», – говорит Елизавета). И лишь однажды, когда она видит оленя, убегающего от преследования охотников, начинает тихо рыдать. Сначала кажется, что этот олень – символ загнанной папарацци Дианы, но потом понимаешь – загнали-то королеву: это она вынуждена принимать решение вопреки своей воле. Просто потому, что так лучше для Англии.

Елизавета и Диана – антиподы. В фильме Елизавета II сторонится публичности, а Диана по сути занимается популизмом, превращая свои благотворительные деяния в рекламные акции (она была активистом борьбы со СПИДом и движения за прекращение противопехотных мин), делая это открыто. По сути Диана разрушала все, что защищала королева.

Спрятавшаяся с сыновьями бывшей невестки в удаленной резиденции Балморал в Шотландии, она лишь по ТВ видит тысячные толпы, которые собираются в память принцессы у Букингемского дворца. И Блэр именно из теленовостей узнает, что Елизавета II, неделю игнорировавшая яростные требования масс выразить скорбь по Диане, все-таки вышла к народу и сказала то печальное, что все желали от нее услышать.

Другая сенсационность «Королевы» – ее политический посыл, неожиданный в фильме левака-Фрирза. Посыл консервативный, непопулистский, не отражающий либеральную оценку Дианы.

Поначалу фильм кажется критическим по отношению к королеве и монархии. В том, что королева не согласна даже на такую малость, как публичные похороны «народной принцессы» Дианы, усматриваешь ревность: формальной государыни к неформальной, обожаемой своим народом.

Но оказывается, что именно Британия осмелилась стать первой страной, снявшей кино про своих реальных политиков. В Америке и Франции фильмы о Никсоне и Миттеране появились уже после их смерти. У нас политическое кино про близкие события и вовсе не делают.

В основе конфликта «Елизавета II – Диана» – мировооззренческое противостояние. Елизавета – хранительница вековых традиций. Диана – символ сиюминутности. Королева не рекламно и весьма скромно (по современным меркам) всю жизнь работала на благо нации, как его понимала. Диана – работала на сиюминутную социальную справедливость, с удовольствием позируя с обездоленными тем самым папарацци, которые, возможно, ее потом и погубили. Почему королева сопротивляется публичным похоронам Дианы? Потому что знает: даже ее похороны, неподобающе для матери будущего короля Англии, превратятся в гламурное шоу. Они и превращаются.

Фильм не о том, что старозаветная Елизавета, выразив скорбь по Диане, нашла в себе силы измениться. Он о том, что она не изменилась. Но сумела пойти на компромисс ради Англии: не лицемерно – по убеждению. Переступив через гордость.

Монархи, по фильму, заложники своей судьбы, однажды понимающие, что не имеют права даже на личное мнение, если оно приведет к расколу нации. Левак Фрирз сделал картину на изумление промонархическую.

P.S. Фильм «Корона» получил основные награды британской кинотелеакадемии BAFTA. Шесть номинаций на «Оскар», включая главные: за лучший фильм года и лучшую режиссуру. Хелен Миррен взяла все-все призы американских критиков и профессиональных киногильдий за лучшую женскую роль 2006-го, а затем и «Оскар».



Новости





























































Поделиться