Президентская академия уже давно является одним из ведущих экспертных и научных площадок в среде российских университетов. Она давно выступает и в качестве участника разработки российской образовательной политики.
Но если раньше исследовательские интересы РАНХиГС в части развития образования были прежде всего сосредоточены в сфере экономики и финансов, организационно-экономического реформирования, управления непрерывным профессиональным образованием (образованием профессионалов), эффективности деятельности школы, то теперь резко расширяется поле для анализа:
– содержание образования и его обновление,
– новые педагогические технологии,
– развитие программ среднего профессионального образования,
– дополнительное и неформальное образование детей,
– цифровая школа,
– проектная деятельность в общеобразовательной организации.
Словом, спектр исследований и разработок становится значительно более объемным. Среди приоритетов:
- социокультурная модернизация современного образования (любимое детище Александра Асмолова),
- раннее развитие ребенка – его воспитание и обучение, стратегия развития образования в долгосрочной перспективе.
И, что особенно важно, исследование того, как меняется образование, вынужденное развиваться в условиях неопределенности – мир меняется очень быстро, и встает вопрос, как образование может или должно реагировать на турбулентность окружающей его среды.
Вообще говоря, вхождение в новый мир возможно только за счет резкого изменения роли образования в обществе, и все указанные процессы нуждаются в осмыслении и выработке эффективной образовательной политики.
У нас вместе с ФИРО должно открыться «второе дыхание».
Александр Асмолов уже год как является советником ректора РАНХиГС Владимира Мау, курирующим становление ФИРО в составе академии, и это уже придало новую динамику исследованиям проблем образования, ведущимся и в ФИРО, и в РАНХиГС.
Главная задача Асмолова в настоящее время – определение вектора развития института в новых координатах.
В руководящее ядро ФИРО-РАНХиГС входят также Максим Дулинов, первый замдиректора ФИРО в настоящее время, и я, Татьяна Клячко, директор ФИРО-РАНХиГС по стратегии и методологии.
Перед нами стоит задача сохранения и развития научного потенциала Федерального института развития образования, в том числе в российских регионах.
Мы планируем это сделать посредством использования большой филиальной сети Академии, превращения ФИРО в лидера не только в области научных исследований и экспертизы различных проектов и инициатив в образовании, но и в мощную образовательную структуру.
Предполагается, что в ФИРО будет создана магистратура по нескольким направлениям, чтобы готовить исследователей, управленцев, экономистов, юристов для системы российского образования.
Таким образом, все лучшие традиции ФИРО будут сохранены и развиты. Никто не считает, что выход на новый уровень будет легким. Но то, что он будет достигнут, сомнений тоже нет.В связи с этим хочется напомнить, что знаменитая книга Майкла Барбера про реформу британского образования называлась «Приказано добиться результата». Команде ФИРО-РАНХиГС также предстоит показать высокий результат.