Без рубрики // Аналитика

Россия занимает 7-е место по количеству иностранных студентов среди стран мира

29 мая в Высшей школе экономики прошел очередной семинар Института образования. В этот раз предметом дискуссии стал вопрос: «Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?». Тема семинара была выбрана неслучайно: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования – один из пунктов майских указов президента РФ.

Россия занимает 7-е место по количеству иностранных студентов среди стран мира
Фото: scuoladilinguefli.it

Анализ уровней был выстроен по ступеням образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее и непрерывное. Причем, каждый из уровней образования предполагает свою специфику развития.

Дошкольное образование

В сфере дошкольного образования (для возраста 3–4 лет) Россия демонстрирует высокие показатели – охват 77,6%. Однако в указе президента прописано, что к 2021 году доступность дошкольного образования должна равняться 100% с трехлетнего возраста. Это необходимо для того, чтобы женщины могли возвращаться к профессии без потери квалификации, что важно для страны с экономической точки зрения.

По соотношению педагогов-дошкольников к количеству учащихся Россия демонстрирует средние показатели. Что же касается сопоставления охвата с расходами, то Россия в общем тренде – не ниже 70% (имеется в виду возраст от 2 до 4 лет).

Важно учитывать, что доступность – не то же самое, что охват. Доступность подразумевает под собой количество людей, «стоящих в очереди» на место в саду.

По доступности дошкольного образования мы пока не в силах конкурировать с другими странами, потому как в процентах не доходим и до отметки 60.

Сегодня сократилось количество часов в садах, что является неким вызовом, который приводит нас к вопросу «что делать?»: уделять больше времени занятиям или подменить дошкольное образование присмотром за ребенком?

Общее образование

Говорить о показателях общего образования сложно, потому как оно гораздо обширнее. Наиболее авторитетными в сфере образования являются исследования PISA, согласно которым за последние годы уровень общего образования в России повысился.

За последние 10 лет по предметам Россия значительно повысила показатели в уровне знаний «Чтения» и «Математики».

Согласно исследованию образовательного уровня и когнитивных навыков (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment), мы занимаем 13-е место среди 40 стран, сразу после Дании и Германии.

По способности образования служить социальным лифтом Россия пока что уступает странам-лидерам.

Среднее специальное образование

Одним из показателей страновой системы СПО для измерения успешности и конкурентоспособности планировалось сделать World Skills. Однако разные страны по-разному относятся к этим соревнованиям и не все участвуют в них. Потому World Skills нельзя назвать стопроцентным мерилом.

Одним из показателей, которые позволили бы сравнить Россию с развитыми и развивающимися странами, является показатель охвата. Из-за демографической ямы последнего десятилетия за счет длинных программ система российского СПО резко повысила показатели и сейчас располагается в центральном секторе (это чуть более 30%).

Россия все больше смещается в сторону стран, где получение профессиональной подготовки на школьном этапе после 9-го класса становится почти что обязательным.

Сопоставляя показатели СПО с экономическими, в европейских странах Евросоюз принял масштабную программу, ориентированную на пользование системы СПО как «школы второго шанса» (для тех, кого отчислили из школы). Это – средство социальной инклюзии и метод борьбы с безработицей.

Прикладной бакалавриат (СПО, возведенное в ранг высшего образования) – еще один из способов повышать уровень квалифицированных кадров, которые оказывают положительное влияние на экономику страны.

Высшее образование

Что касается высшего образования, важно учитывать, что его удачи и неудачи напрямую зависят от школьного образования.

Разнообразие международных конференций, возможность вузов привлекать международных исследователей, цитируемость публикаций в узких областях – вот показатели, которые позволяют измерить и оценить успешность и конкурентоспособность университета.

Показателем глобального престижа нашего высшего образования могут служить студенты из других стран, которые готовы платить за обучение в России, основывая свой выбор на качестве образования.

Россия занимает 7-е место по количеству иностранных студентов среди стран мира. Однако, в отличие от Австралии, которая зарабатывает на этом 18 млрд долларов в год, Россия получает менее 1 млрд долларов.

Позиционирование университета в онлайн-среде – еще один важный показатель современного мира. Сегодня ведущие университеты России трудятся над разработкой своих собственных курсов для Coursera и других платформ.

Кроме того, нельзя забывать о рейтинговании вузов как одном из главных способов оценивания уровня конкурентоспособности.

Непрерывное образование

В отличие от стран ЕС и Америки, не столь большое количество взрослых людей в России готовы денежно вкладываться в развитие себя (в непрерывное развитие не входит саморазвитие).

В сфере непрерывного образования для взрослых Россия отстает от стран ЕС и стран ОЭСР в два и три раза соответственно.

Россия занимает одно из последних мест в рейтинге показателей охвата взрослым населением формального и неформального образования.

Однако непрерывное образование становится все более популярным. Крупные компании видят потребность в повышении квалификации сотрудников. Взрослые же, которые половину своей жизни посвятили одной профессии, видят в дальнейшем образовании возможность переквалификации и смены сферы деятельности.



Новости





























































Поделиться