Только 2,9% опрошенных считают, что школа должна научить детей уважительно относиться к другим людям.
По мнению экспертов, все это приводит к тому, что дети не получают необходимых навыков, которые бы позволили им стать успешными в будущем.
Как показало исследование, почти четверть учителей не верит в возможность развития критического мышления ребенка, а 37% считают, что креативность – это врожденное качество.
По мнению большинства педагогов, их главная задача – дать знания (80%), но заинтересовать ребенка предметом считает нужным только половина (53%).
Главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова полагает:
Функция школы – пробудить интерес к урокам.
По ее словам, успех современного человека зависит от коммуникативных навыков, креативности мышления, способности критически оценить огромный объем информации и выбрать то, что нужно для дела, а также от умения действовать самостоятельно и вместе с другими людьми. Все это может дать школа.
«Если в школе заведено дружелюбно здороваться с уборщицей, с вахтером, с директором, то ребенок привыкает относиться одинаково хорошо к людям независимо от их возраста и положения», – объясняет Мария Добрякова.
Директор московской школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский уверен: данные о том, что половина педагогов не считает нужным заинтересовать детей своим предметом, весьма сомнительны.
«Не исключаю, что речь идет о маргинальной части учительства, которой платят маленькую зарплату, над которой довлеет административный ресурс дурного директора и которая собачится с родителями».
Ефим Рачевский подчеркнул, что в воспитании и обучении ребенка семья имеет не меньшее значение, чем школа.
Есть не только профнепригодные учителя, но и профнепригодные родители.
«Что-то толковое можно сделать только при взаимодействии школы и родителей. Умная школа не закрывает перед семьей бронированные двери, а умные родители видят в учителях союзников, а не врагов», – полагает Рачевский.
Однако председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец считает результаты опроса ожидаемыми.
«Сегодня учитель – это исполнитель, оказывающий образовательные услуги, ни в каких регламентах его воспитательные функции не прописаны.
В сознании родителей сформировалось отношение к учителям как персоналу, которому можно в любой момент предъявить претензии.
Администрация школы, как правило, пытается избавиться от учителя, которым недовольны», – отметила эксперт.
По ее мнению, выход из ситуации – повышение престижа профессии учителя. И речь не только об увеличении зарплаты, но и об изменении массового сознания.