Без рубрики // Рецензия

Как черновик превратить в чистовик

Фильм «Черновик» Сергея Мокрицкого, снятый по роману писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, вышел на экраны страны 25 мая. Почему я советую пойти на него родителям вместе с детьми-подростками?

Как черновик превратить в чистовик
Фото: mirf.ru

Ну хотя бы потому, что дети все равно его наверняка посмотрят (многие из них любят ночной и дневной «дозоры», сделанные по сочинениям того же Лукьяненко, а еще потому, что всей остальной литературе традиционно предпочитают фэнтези и фантастику). А взрослые, если посмотрят фильм с детьми, смогут помочь им сконцентрироваться не на внешних цветастых атрибутах картины, а на внутренних мотивах ее создателей.

«Черновик» – о том, как успешный молодой дизайнер компьютерных игр Кирилл, которого только что чествовали на работе и называли «гением», в одночасье теряет всё: его бросает девушка, он входит в свою квартиру, а там уже живет другой человек (а потом в ней вдруг меняется обстановка, появляется другая мебель), его не узнают на работе. Чужим его считает даже любимая собака.

Дальше – еще страшнее. Кирилла не узнают родители, он исчезает из электронных баз данных, его не замечают на улице. И вдруг он получает сообщение на телефон: «ваш маршрут построен, следуйте ему». Он и следует (а что ему остается)? Волшебный навигатор приводит его на водонапорную башню напротив Кремля. Там ему и сообщают о его новой жизни.

С этого места начинается настоящая фантастика. Коротко скажем: башня – это точка перехода в несколько параллельных реальностей, и Кирилл должен выполнять функцию таможенника (таких, как он, называют функционалами) по отношению к тем, кто их пересекает. Важно, что во всех параллельных мирах есть Москва (из окна башни, которая стоит «на Болотной, у Большого Каменного моста», всегда виден Кремль).

Только историческая действительность вокруг Кремля все время разная: то это сохранившаяся Российская империя, то сталинский ГУЛАГ, то феерический залив, окруженный пальмами и золотистым песком… Кириллу же предназначено найти среди всех реальностей загадочный мир Аркан. Открыв в него проход, можно получить информацию о будущем. Как мы догадываемся, о будущем России.

Мы вовсе не призываем вдаваться в причудливый (скажем вежливо) мир фантазий Сергея Лукьяненко. Просто такой фильм – повод кое о чем задуматься. Пофантазировать.

Например, о том, почему, потеряв свое прошлое (стертое, как информация в компьютере) и начиная жизнь с чистого листа, наш герой в итоге все равно снова возвращается к своей прежней девушке, к своему старому лучшему другу, снова сближается со своими родителями? Рискнем предположить: потому что все наши поступки и действия фатальны, они предопределены судьбой. То есть мы выбираем тот или иной путь (профессию, мужчину-женщину) потому, что они нам действительно подходят (знаете, говорят, что каждый мужчина достоин той жены, которую имеет).

Даже если мы пытаемся что-то изменить, это будет лишь небольшой корректировкой. То же самое авторы фильма, видимо, хотят сказать и про историю России. Не зря ведь из окон таинственной башни всегда виден Кремль. Только декорации разные. А это значит – у страны могли быть разные исторические пути. Впрочем, не очень продумана роль этих декораций. Например, в одной из них – та же Москва, только без «нефти, газа. Москва, в которой не было войн и революций». И тут действительно интересно задуматься над тем, какими были бы Москва и Россия в этом случае.

Очевидно, что судьба страны была бы совсем другой, более счастливой.

Но построить идеальный мир, по замыслу авторов фильма, можно было бы лишь в том случае, если бы жили начисто. Если бы наш мир был Чистовиком. Но наш мир – Черновик.

А Чистовик – это уже упомянутый мир, именуемый Арканом, который строит себя, учась на ошибках мира нашего, на недостатках Черновика. Впрочем, мир мифического Аркана, идеального Чистовика смущает тем, что там готовы убить любого проникшего в него нелегала. И почему-то плотно населен китайцами, и рядом с Кремлем – дома в китайском стиле.

Вопрос в том, можно ли избежать ошибок, или все происходит так, как происходит, потому что этому народу предназначена именно такая судьба? Всегда ли черновик можно превратить в чистовик? Мне кажется, что фильм именно об этом. Это то, что может заставить задуматься. А все остальное – сюжетные излишества, без которых можно обойтись.

Забавное об актерах. Помимо приятных молодых героев, тут играют Ирина Хакамада, радиоведущий Александр Плющев, звезда телешоу «Голос» и актриса «Гоголь-центра» Ян Гэ. И смотрятся все они очень органично.



Новости





























































Поделиться