На первый план в майском Указе Владимира Путина выступает образование как индустрия возможностей самореализации и раскрытия личности каждого человека.
Этот ключевой тезис, объединяющий все задачи развития образования на период до 2024 года.
Второй момент, который очень важен и ценен – это установка на мотивацию к обучению, которая нашла отражение в таких темах, как научно-технологическое развитие, кардинальное обновление содержания и методов обучения, рост конкурентоспособности России.
Только обеспечив мотивацию к обучению и достигнув ценностной установки «Научить учиться», могут быть решены основные задачи, связанные с конкурентоспособностью России в мире и вхождением ее в первую десятку стран по общему образованию. Согласно Указу, именно общее образование является ключевым драйвером научно-технологического прогресса страны.
Указ президента также основывается на научно-методологических разработках системно-деятельностного подхода и учения Выготского–Леонтьева, предполагающего наличие одаренности в каждом ребенке. Не случайно в Указе делается акцент на раскрытии таланта и самореализации каждого учащегося. Что такое талант? Это уникальный инструмент для решения нестандартных, проблемных задач.
Наконец, третий момент. Суперважен акцент на раннем развитии, потому что упущенные в этом возрасте возможности в дальнейшем нарастают снежным комом проблем и рисков. Именно в первые три года жизни закладывается базовое доверие к миру. Именно в этот период мы можем сделать все, чтобы развитие ребенка не пошло по пути нарастания тревожности и невротизации.
Таким образом, Указом задается совершенно новый вектор политического развития на поддержку разнообразия развития каждого человека.
Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место в этом мире.
А ключевые навыки XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность.