Образовательная политика // Комментарий эксперта

Школьное образование становится драйвером прогресса

Суперважен акцент на раннем развитии, потому что упущенные в этом возрасте возможности в дальнейшем нарастают снежным комом проблем и рисков. Именно в первые три года жизни закладывается базовое доверие к миру.

Школьное образование становится драйвером прогресса
Фото: eye-emporium.com
Указ президента от 7 мая нынешнего года я мог бы назвать личностно-ориентированным. По большому счету он созвучен Указу № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», подписанному президентом Ельциным 11 июля 1991 года. Что дает мне право говорить о таких глубоких ценностных связях между двумя этими документами?

На первый план в майском Указе Владимира Путина выступает образование как индустрия возможностей самореализации и раскрытия личности каждого человека.

Этот ключевой тезис, объединяющий все задачи развития образования на период до 2024 года.

Второй момент, который очень важен и ценен – это установка на мотивацию к обучению, которая нашла отражение в таких темах, как научно-технологическое развитие, кардинальное обновление содержания и методов обучения, рост конкурентоспособности России.

Только обеспечив мотивацию к обучению и достигнув ценностной установки «Научить учиться», могут быть решены основные задачи, связанные с конкурентоспособностью России в мире и вхождением ее в первую десятку стран по общему образованию. Согласно Указу, именно общее образование является ключевым драйвером научно-технологического прогресса страны.

Указ президента также основывается на научно-методологических разработках системно-деятельностного подхода и учения Выготского–Леонтьева, предполагающего наличие одаренности в каждом ребенке. Не случайно в Указе делается акцент на раскрытии таланта и самореализации каждого учащегося. Что такое талант? Это уникальный инструмент для решения нестандартных, проблемных задач.

Наконец, третий момент. Суперважен акцент на раннем развитии, потому что упущенные в этом возрасте возможности в дальнейшем нарастают снежным комом проблем и рисков. Именно в первые три года жизни закладывается базовое доверие к миру. Именно в этот период мы можем сделать все, чтобы развитие ребенка не пошло по пути нарастания тревожности и невротизации.

Таким образом, Указом задается совершенно новый вектор политического развития на поддержку разнообразия развития каждого человека.

Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место в этом мире.

А ключевые навыки XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Другие статьи автора

«Гражданское общество должно быть психологически здоровым обществом»

На заседании Совета по правам человека вчера была создана новая комиссия по образованию и науке. В нее вошли замечательный исследователь ВШЭ Анита Соболева, один из уникальных мастеров понимания социальной и образовательной политики Татьяна Марголина, также по моей просьбе будет участвовать Николай Сванидзе, и тут, на мой взгляд, комментарии излишни.

Новости





























































Поделиться