Образовательная политика // Новость

Семьи ответят за трудных детей

Правительство предлагает актуализировать законодательство о работе с трудными подростками.
  • 4 мая 2018

Семьи ответят за трудных детей
Фото: screen-ad.ru

Комиссии по делам несовершеннолетних обяжут сообщать в полицию о семьях, где на детей «оказывают отрицательное влияние»: жестоко обращаются, склоняют к суициду, вовлекают в преступления. А в спецшколах для подростков с общественно опасным поведением могут ограничить пользование мобильными телефонами и интернетом.

Таким образом правительство намерено актуализировать законодательство, направленное на работу с трудными детьми: поправки в законы «Об основах системы профилактики безнадзорности» и «Об образовании» готовятся к рассмотрению во втором чтении в Госдуме. Инициативу уже поддержали ФСИН, МВД, Минтруд, Минздрав, Минюст и Генпрокуратура. Эксперты полагают, что документ нуждается в доработке в части мер ресоциализации и реабилитации трудных подростков.

Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) ориентированы в основном на работу с трудными подростками, однако следует обратить внимание на их семьи и условия, в которых они живут, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Правительство предлагает расширить перечень сведений, которые комиссии обязаны направлять в органы внутренних дел.

Так, сообщать в полицию необходимо не только о правонарушениях, совершенных детьми, но и об отрицательном влиянии на несовершеннолетних со стороны взрослых.

Кроме того, сотрудники КДН смогут проводить в таких семьях разъяснительную работу, объясняя возможные правовые последствия поведения ребенка. К профилактической работе предлагается подключить службы занятости: к их специалистам будут направлять подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Изменения коснутся и специальных учебно-воспитательных учреждений. Речь идет о школах и колледжах открытого и закрытого типа, куда подростков в возрасте 8–18 лет отправляют согласно постановлению КДН или решению суда.

В школы-интернаты открытого типа с согласия родителей попадают те, кто испытывает трудности в учебе и общении. Учреждения закрытого типа — альтернатива колониям, куда подростков направляет суд за совершение преступлений.

По предложению правительства из названий таких организаций уберут слова «для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением». Эта ремарка появилась после принятия закона «Об образовании» в 2012 году. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, регионы давно просят Минобрнауки изменить название соответствующих организаций: с таким документом об образовании выпускники не могут впоследствии устроится на работу.

Минобрнауки также подготовит единый порядок работы спецучреждений и укажет в нем условия содержания и обучения воспитанников. Так, в закрытых спецшколах предлагается ограничить использование личных телефонов и доступ в интернет. При этом запрет не должен привести к лишению контактов с родителями, сказано в законопроекте.

Профильные комитеты Госдумы — по вопросам семьи, женщин и детей и по образованию — поддержали инициативу, в декабре 2017 года ее приняли в первом чтении.

Но ряд экспертов Общественной палаты РФ еще на этапе нулевого чтения указали, что склонение к суициду и вовлечение в совершение правонарушения относятся к тяжким преступлениям, расследованием которых занимается Следственный комитет. Таким образом, извещать о них необходимо сотрудников СК РФ, а не полицию. Кроме того, подросткам, по мнению экспертов, нужно дать возможность выходить в интернет для использования обучающих, развлекательных и информационных программ. Однако ко второму чтению в этой части проект скорректирован не был.

При всей полезности предлагаемых в документе нововведений, мер для ресоциализации трудных подростков в нем все же недостаточно, заявила «Известиям» член Общественной палаты РФ Елена Альшанская.

— Закон об основах профилактики безнадзорности был принят в 1990-е годы, когда стояла задача увести детей с улицы. Сейчас проблемы другие, необходимо переориентировать его на реабилитацию детей и индивидуальную работу с ними. Нужно внести в закон четкие нормы о социальной адаптации с прямым указанием компетенций и обязанностей ведомств, и тем самым усилить это направление. К сожалению, в проекте мы этого не видим, — подчеркнула Елена Альшанская.

Сотрудники КДН, наделенные новыми полномочиями, смогут уделить больше внимания адаптации детей. Однако они должны быть компетентными специалистами с достаточным опытом, считает юрист компании «Глазунов и Семёнов» Иван Лосев.

— Соответствующий опыт есть у служб сопровождения опекунов несовершеннолетних, где психологи проводят беседы и с опекунами, и с их воспитанниками. В процессе работы таких служб заметна положительная тенденция к адаптации в обществе и предотвращению девиантного поведения со стороны подростков. Безусловно, и в случае с комиссиями по делам несовершеннолетних следует уделить особое внимание работе с родителями, — отметил он.

Второе чтение законопроекта запланировано на 24 мая.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube