Одной из причин такого решения послужил урон, нанесенный репутации академии, и как следствие – потеря доверия к ней. Ситуацию прокомментировал Михаил Павловец, доцент Школы филологии НИУ ВШЭ.
Многие претензии, которые предъявляются к Нобелевскому комитету и его решениям, как мне кажется, не учитывают важнейший принцип премии по литературе, сформулированный в завещании ее основателя: премия должна присуждаться «тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления».
Этот принцип был реализован уже в обосновании выбора первого лауреата высокой награды – французского поэта и эссеиста Рене Франсуа Арман Прюдома: «За выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чем свидетельствуют его книги».
Этот же принцип, как мне представляется, обусловил и два вызвавших особые пересуды и возражения присуждения последних лет – белорусской писательнице Светлане Алексиевич и американскому рок-барду Бобу Дилану.
Под «идеалистическим» направлением, как мне видится, в решениях Нобелевского комитета понимается не столько «религиозное» или «мистическое», сколько ориентированное на гуманистические, нравственные ценности европейской цивилизации. Верность им обычно ставится даже выше художественной изощренности произведений номинантов.
Отсюда печально известная история с отказом секретаря Нобелевской премии Карла Вирсена поддержать кандидатуру Льва Толстого с формулировкой: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры… Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами».
Именно поэтому среди тех, кто был удостоен высокой награды, так много авторов, сама жизнь которых может послужить примером бескорыстного служения долгу, верности своим нравственным идеалам и принципам, а творчество носит глубоко гуманистический характер.
Принятие решения не столько по эстетическим, сколько по этическим соображениям и к академикам предъявляет повышенные требования: номинаторы должны отличаться безупречной репутацией, считаться скорее духовными авторитетами, нежели утонченными экспертами в области текущей литературы.
Обоснование Нобелевским комитетом своего решения не вручать премию в 2018 году (а это уже восьмой случай в истории премии) опирается на признание того факта, что его репутации нанесен урон, «во всем мире ослабло доверие» к Шведской академии.
Академия дает себе передышку, для того чтобы этот урон восполнить – что само по себе является поступком этическим. Да и для современной культуры – культуры эпохи постмодерна – характерно все больше не разводить «гений и злодейство», тем более – не оправдывать «злодейства» великих людей «гениальностью». Тут поучительна судьба режиссера Вуди Аллена или споры вокруг коровы, якобы сожженной заживо на съемках Андреем Тарковским.
Творчество больше не отделяется от личности творца, как любое деяние человека бросает репутационную тень на всю его деятельность.
Этот принцип «академики» применили и к самим себе, раз уж присуждение премии принимается на основе коллективного решения.