Жан-Мишель Бланке назвал «глупостью» часы, проведенные в школе учениками, оставленными после уроков. В июне-сентябре он намерен запустить новый проект, направленный на то, чтобы каждое наказание имело какой-то смысл.
Как поясняет журналист Оливье Бост, «если ребенок или подросток фотографирует в классе на свой мобильный, ему, к примеру, предложат сделать доклад о праве на изображение».
Обычно в правилах внутреннего распорядка каждого учебного заведения имеется список допустимых наказаний.
Адвокат Валери Пьо, которую цитирует сайт Etudiant, уточняет, что тут важно соблюдать один принцип – нельзя смешивать наказания и санкции.
Кроме того, некоторые наказания разрешены, а некоторые нет. Например:
Во Франции запрещено ставить ученику «ноль», наказывать весь класс или выгонять ученика из кабинета в коридор.
И, разумеется, недопустимы все формы физического или словесного насилия, любое поведение, носящее оскорбительный, унизительный или уничижительный характер.
Зато разрешены замечания в электронном дневнике или записки с подписью родителей, публичные извинения (устные или письменные), дополнительные домашние задания и оставление после уроков (чтобы сделать невыполненное задание).
Еще в 2017 году Беатрис Сабате, председатель Ассоциации позитивной дисциплины, в интервью Point утверждала, что «наказание если и действует, то ничему не учит». «Как доказали нейробиологи, – заявила она, – функции мозга лучше развиваются в нерепрессивной среде…»
«Наказывая ученика за проступок, мы не позволяем ему извлечь из него урок».
Перевод с французского Александры Ратай