Очень болезненный вопрос для всех вузов целевой прием. В Российском педуниверситете им. Герцена за последние годы он вырос на 17 процентов, но не все выпускники возвращаются к своим работодателям.
– Надо предусмотреть ответственность выпускника в таких случаях, – предлагает ректор Герценовского педуниверситета Сергей Богданов.
Еще одно предложение - учитывать специфику регионов при подготовке студентов-целевиков. В Герценовском их всегда очень много. В том числе – с Северного Кавказа, из северо-западных регионов страны. В состав университета входит Институт народов Севера, который готовит кадры для школ 30 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Его опыт учитывается при подготовке всех целевиков для этих регионов. Но по всем остальным студентам, включая Северный Кавказ, Поволжье, вопрос пока открыт.
Как привлечь в педвузы подготовленных мотивированных абитуриентов? Сергей Богданов предлагает восстановить систему педклассов, наладить связи между вузами и колледжами. В лучших школах, лицеях можно открывать базовые кафедры вузов. «Надеюсь, что в санкт-петербургском лицее № 239 скоро появится наша кафедра», – заметил ректор. По его мнению, в состав педвуза обязательно должны входить детский сад, школа, лицей.
Педвузы могли бы активнее участвовать в переподготовке учителей и повышении квалификации. Сейчас этим чаще всего занимаются институты, центры или академии повышения квалификации. Есть еще проблема: уровень оснащения школ иногда выше, чем вузов.
«Бывает, выпускники приходят в школу и не могут работать на современном оборудовании», – признает ректор Герценовского педуниверситета.
Ректор Государственного университета речного и морского флота им. Макарова Сергей Барышников предлагает расширить портфолио поступающих и давать дополнительные баллы за учебу в школах юнг и юных моряков.
– В России сейчас 18 транспортных вузов, 5 из них – морские. В нашем университете учится 16 тысяч курсантов. 70 процентов - иногородние, в том числе – из сельской местности. Чувствительный вопрос - подготовка в сельских школах. Мы обучаем механиков-ядерщиков, для нас важна физика, а ее выпускники школ плохо знают и редко выбирают на ЕГЭ, – рассказал Сергей Барышников. Он согласен с тем, что при вузах нужны колледжи, лицеи, где ребят доучивали бы и готовили к поступлению в вузы.
Важный вопрос – психологическая поддержка курсантов. В школах психологи уже есть, нужны они и в вузах. А во время практики, когда курсанты надолго уходят в море, психологи или тьюторы могли бы консультировать их дистанционно.
Низкий уровень преподавания в школах математики, физики, химии волнует почти всех ректоров. Доучивать первокурсников приходится один-два семестра. В Санкт-Петербургском госуниверситете им. Петра Великого открыли не только профильный лицей для 10-х и 11-х классов, где углубленно преподается физика, химия и математика, но и воскресную школу для девятиклассников, где упор сделан на точные науки. Сделать набор в лицей с 9-го класса невозможно. Лицензия на право обучать школьников выдается по ступеням, а это сразу все классы с 5-го по 9-й или с 10-го по 11-й.
Многие вузы готовы проводить при приеме так называемое «входное тестирование», как это делает Сеченовский медуниверситет в профильных классах. Ученики сдают предпрофессиональный экзамен, состоящий из теоретической и практической частей. Вас могут попросить рассказать, как оказывать первую помощь при вывихе, переломе руки, сделать анализ генотипа, определить по картинке вид клетки. Результаты экзамена вуз засчитывает как личные достижения абитуриента.
В Санкт-Петербургском политехе открыли воскресную школу, где углубленно преподают физику и математику
Право проводить предпрофильное испытание есть у многих вузов. В том числе – педагогических, но решились пока немногие. Одни боятся дополнительных затрат, другие – проверок. Ведь тестирование должно оцениваться по 100-ной шкале и проходить со всеми мерами безопасности, почти как ЕГЭ.
В вузах активно развивается цифровая среда: создаются онлайн-курсы, лекции, оцифровываются библиотеки, появляются общие электронные ресурсы, которые раньше были доступны только единицам.
- Университеты должны открыть доступ к своим ресурсам. Кому? На каких условиях? За прошлый год 3000 исследователей воспользовались ресурсами научного парка СПбГУ. Из них 1200 – не сотрудники университета, а 20 процентов от этого количества – иностранцы. Мы решили так: если к нам обращается государственное учреждение, то доступ предоставляется бесплатно, если частное или иностранное, то за деньги, – пояснил ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Он предложил включать в группу экспертов при проверке вузов представителей университетов и расширить список университетов, которым разрешено работать по собственным стандартам.
И, наконец, самый главный вопрос, который волнует ректоров: чему сегодня учить в вузах? Мир вокруг нас меняется стремительно, а высшая школа заметно отстала.
– Если мы говорим, что будущее за 3D-технологиями, надо думать, как готовить таких специалистов. Если будущее за искусственным интеллектом, значит, вузы должны учить этому, – уверен ректор Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. Но как это сделать, если содержание многих программ высшего образования не менялось десятилетиями, средний возраст преподавателей в вузах – 53 года?