Помощник президента Андрей Фурсенко в ВШЭ на пленарном заседании «Проблемы и перспективы развития образования» озвучил четыре направления развития образования, которые не вошли в «12 решений для нового образования»:
– Система образования никогда не даст то, что мы от нее хотим. Мы должны ответить на два вопроса – что нужно стране и какими средствами образования можно обеспечить самореализацию каждого человека. Это и есть главное, а не то, как будут хорошо себя чувствовать люди в образовании.
Кроме того, мы договорились о том, что нужно уменьшить число приоритетов.
Есть четыре направления развития образования.
Первое. Выравнивание образовательных возможностей, запрос на справедливость.
Второе. Обновление школы для подростков. Этот тот возраст, когда дети остаются сами с собой - родители считают что дети взрослые, а старшая школа не началась. Но именно в этом возрасте дети решают, кем они станут – земледельцами или ремесленниками, или когда им, например, выйти замуж или жениться. Навыки XXI века тоже закладывают в этом возрасте, потом сложнее.
Третье. Создание условий и мотивации для непрерывного образования каждого человека, взрослых.
Четвертое. Обеспечение равного доступа граждан к среднему и высшему уровням образования.
Если говорить о докладе, жесткой привязки к этим направлениям не получилось. Я понимаю почему: важные вещи могли остаться в стороне.
Если мы хотим сделать проект не психологическим, а результативным, надо идти на жесткие шаги. Мы должны думать, не что добавить, а что убрать. Если мы не будем реалистичными, то резать будут другие.