На сайте Би-би-си опубликован отчет об опросах (по заказу фонда Varkey), в которых приняли участие 27 830 родителей школьников из 29 стран мира. В ходе исследования родители отвечали на вопросы об отношении к учителям, о помощи детям в выполнении домашних заданий, о готовности финансово помогать школам. Как выглядит Россия на фоне этих данных?
Не во всех странах родители стремятся помогать школьникам в подготовке домашних заданий.
Так, опрос показал, что только 11% британских родителей проводят час в день, помогая своим детям выполнять домашние задания.
Для сравнения: в Индии таких родителей – 62%. При этом 87% британских родителей считают учителей своих детей высокопрофессиональными. И сильное доверие родителей учителям выше только в Кении, там таких родителей 92%.
Россия не представлена в исследовании, о котором идет речь, но для полноты картины мы воспользуемся данными отечественных опросов.
Что касается домашнего задания, то здесь ситуация выглядит так. Согласно данным Фонда общественного мнения (ФОМ), почти 78% россиян в 2005 году занимались со своими детьми более часа. А в 2007 году разгорелась целая дискуссия – нужно ли вообще домашнее задание ученику или нет. Многие высокопоставленные чиновники сразу же поспешили заявить, что не будь этих «домашних заготовок», система образования рухнет. Полтора года назад московские родители опять затеяли дискуссию о домашнем задании, заявив, что большую часть работы ребенок должен делать в классе и усваивать материал на уроке, а домашнее задание должно сводиться к минимуму.
Что касается доверия к профессии учителя, то, согласно данным Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), оценка доверия общества учителям составляет примерно 3,7%. Эксперты в связи с этим отметили, что учителя в нашей стране имеют довольно высокий рейтинг.
Исследование, проведенное по заказу фонда Varkey, который организует ежегодную премию Лучшего учителя мира, сравнило приоритеты родителей в разных странах. Практически везде большинство родителей обеспокоены будущим своих детей, в частности их карьерой и профессиональными возможностями. В Великобритании назвали еще один повод для беспокойства – терроризм. Это же страшит родителей из Франции и Германии.
Когда британские родители выбирают школу для своих детей, сообщает издание, они в первую очередь ориентируются на высокие академические результаты учеников школы и те идеи, которые закладывает администрация и педагогический коллектив в головы детей. Еще один параметр, на который обращают пристальное внимание в Великобритании, – комфортная атмосфера в школе и то, насколько дети в ней счастливы. Не во всех странах задумываются о такой стороне школьного образования. Например, родители из Китая и Вьетнама интересуются только качеством образования в конкретной школе.
А какие школы выбирают россияне? По данным ВЦИОМа, ключевой в оценке школы родителями оказалась фигура учителя.
Подавляющее большинство – 93% опрошенных – важнейшим критерием при выборе школы для ребенка считают наличие там хороших преподавателей, «пользующихся уважением знакомых и родственников».
Другим наиболее значимым критерием 86% респондентов сочли близость школы к дому. А завершил тройку лидеров высокий процент выпускников школы, поступающих в высшие учебные заведения. Им, как показал опрос, руководствуются при выборе школы 82% родителей. «Хорошо поставленную воспитательную работу» в школе ценят 17% респондентов, а «уважительное отношение в школе к ученикам» – 15%.
Отвечая на вопрос о готовности родителей финансово участвовать в развитии школы, британцы чаще всего говорили, что предпочитают выделять средства из семейного бюджета на дополнительную оплату труда учителей, а не на средства обучения. Анализируя изменения в школьном образовании, произошедшие за последние 10 лет, родители из Китая, Индии, Южной Кореи и Вьетнама считают, что оно улучшилось. А вот родители во Франции, Германии, Италии и Великобритании довольно пессимистичны и отмечают ухудшение качества школьного образования.
Что касается России, то 70% россиян, согласно данным ВЦИОМа, считают, что после введения ЕГЭ качество школьного образования ухудшилось.