День российской науки

8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».
  • 8 февраля 2018

День российской науки
Фото: emergingresource.org

Российская академия наук (РАН) была учреждена по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. Воссоздана указом президента РФ от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.

В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля. Дата определялась тем, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ».

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Петр Капица, Лев Ландау, Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Сергей Королев, Николай Доллежаль и многие другие. Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации.

Россия стала первым государством, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая атомная станция.

Постсоветскую эпоху принято считать временем глубокого кризиса в отечественной науке, однако и в 1990-е годы, и позже российским ученым удавалось получать научные результаты мирового уровня. Российские ученые именно в постсоветскую эпоху вырвались вперед в гонке за сверхтяжелыми элементами таблицы Менделеева. Ими или при их участии были синтезированы шесть новых, долгоживущих сверхтяжелых элементов с порядковыми номерами со 113 по 118.

Физики из российского ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского в начале 1990-х годов разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей. В эти годы в России была создана технология, которая позволяет получить самое мощное световое излучение на Земле. Российским ученым принадлежит, возможно, последнее крупное географическое открытие на Земле — обнаружение подледного озера Восток в Антарктиде.

Работа сибирских археологов под руководством академика Анатолия Деревянко позволила обнаружить новый, третий по счету вид человеческих существ. Генетические исследования в последние годы позволили ученым узнать много нового о расселении и путях миграции людей на Земле. Российский математик Григорий Перельман в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре — одну из семи «задач тысячелетия» из списка Математического института Клэя. Это только небольшая часть открытий, но она дает представление о масштабах сделанного в постсоветской науке.

Наука — это главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики, медицины, образования, всей социальной сферы. Российские ученые развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников.

От достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей, поэтому правительство России уделяет приоритетное внимание поддержке науки и высшей школы, развитию конкурентоспособного сектора научных разработок, созданию комфортных условий для молодых исследователей.

В 2013 году были начаты преобразования в системе Российской академии наук, предприняты меры по укреплению исследовательской инфраструктуры, по созданию для ученых, научных коллективов современных, конкурентных условий для работы. Объединены интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы ведущих академий — Российской академии наук, медицинской и сельхознаук.

В 2013 году была запущена долгосрочная программа фундаментальных научных исследований в России, рассчитанная до 2020 года.

В последние годы значительно возросло число молодых ученых, занимающихся прикладными и фундаментальными исследованиями. Число исследователей в возрасте до 39 лет увеличилось на треть, а по отдельным направлениям доля таких специалистов превышает 50%. В научных изысканиях активно участвуют ведущие вузы России — Московский и Санкт-Петербургский университеты, федеральные и национальные исследовательские университеты.

В настоящее время в России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, на которые приходится примерно 70% всех патентов, выдаваемых на территории РФ, 80% высокоцитируемых работ. В научных исследованиях и разработках в РФ участвует более 3,6 тысячи организаций, в которых работает более 700 тысяч специалистов, из них 370 тысяч — исследователи.

Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.

В последние годы в России созданы современные центры разработки биотехнологических инновационных препаратов, одним из которых стала российская вакцина от лихорадки Эбола, которая показывает более высокую эффективность по сравнению с другими препаратами, предназначенными для борьбы с этой болезнью.

В декабре 2016 года была принята «Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года». Согласно документу, научный потенциал страны в ближайшие десятилетия будет фокусироваться на решении ряда задач, в числе которых основные риски, связанные с антропогенной нагрузкой на природу; исчерпание возможностей развития экономики вследствие экстенсивной эксплуатации ресурсов; потребности в наращивании энергетические мощности.

Среди приоритетных направлений развития отечественной науки выделены цифровые производственные технологии, создание новых материалов, развитие систем, способных обрабатывать большие объемы данных, искусственный интеллект и машинное обучение, переход к экологически чистым и ресурсосберегающим источникам энергетики, персонифицированная медицина.

Стратегия будет реализовываться при финансовой поддержке федерального бюджета и за счет различных внебюджетных источников. Затраты на исследования и научные разработки постепенно будут увеличены до 2% от ВВП страны, в том числе пропорциональный рост частных инвестиций. Объем частных вложений в науку к 2035 году должен быть не ниже государственных.

В число главных научных открытий 2017 года по версии американского журнала Optics & Photonics News попал созданный российскими учеными в стенах Университета информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге трехмерный метаматериал, который позволяет управлять распространением света и электромагнитных волн без потерь энергии. По версии редакции журнала Science главным открытием 2017 года стало обнаружение российскими и зарубежными физиками гравитационных волн, порожденных во время слияния нейтронных звезд в галактике NGC 4993 в созвездии Гидры.