В России только 5 процентов школьников изучают физику на профильном уровне. Да и то в наших учебниках преобладают описания, а не конкретные задачи, которые позволяют понять, как применяются знания. Запрос на инженерные кадры растет, а готовить их не из кого.
По данным международного исследования TIMSS-ad (физика повышенного уровня в выпускных классах), если в 1996 году 21 процент наших учеников показывали отличные знания и умения, то в 2015 году таких было только 16 процентов. Эти данные привел заведующий центром естественно-научного образования Института стратегии развития образования РАО Александр Пентин на семинаре в ВШЭ.
Эксперты Института сравнили результаты российских школьников по естественно-научной грамотности в разных международных исследованиях и пришли к выводу: чем старше школьники – тем хуже они справляются с заданиями исследований.
В начальной школе у нас отличные показатели. И это при том, что в программе «Окружающий мир» нет примерно 40 процентов информации, которая встречается в исследовании TIMSS по естественно-научной грамотности. У нас в «Окружающем мире» только азы биологии и географии. А от школьников требуют гораздо большего. Объем программы в нашей началке в два раза меньше, чем, например, в Сингапуре, Корее, Японии. Так в чем секрет высоких показателей? Среди причин возраст школьников.
– Наши заметно старше других детей. У нас средний возраст учеников четвертых классов 10 лет и 8 месяцев, в других странах 10 лет и 2 месяца. Еще фактор – в России 93 процента учеников делают домашние задания. Примерно как в Японии и Казахстане. В других странах меньше, – рассказал Александр Пентин.
Казалось бы, что там полгода разницы в возрасте? А вот, оказывается, это может дать в результатах до плюс 20 баллов. Условно говоря, в детстве каждый месяц почти как полгода в институте. Сказываются, видимо, и новые стандарты, по которым ученики началки стали на уроках больше рассуждать, и результаты международных исследований сразу стали лучше.
Объем программы в нашей началке в два раза меньше, чем, например, в Сингапуре, Корее, Японии.
Эксперты тем не менее считают, что в учебниках для началки нужны азы знаний по биологии, физике – эти линии должны быть сквозными.
В средней школе похуже. Естественно-научную грамотность проверяют два исследования TIMSS и PISA. Но в первом мы на 7-м месте, а во втором на 32-м! Такой большой разницы нет практически ни у одной страны. Причина в том, что второе исследование проверяет использование естественно-научных знаний. И тут у нас беда. Особенно по таким критериям, как «применение» и «рассуждение». Самым трудным оказалось задание по теме «рациональное рыболовство». Ни формул, ни трудных примеров в задании нет. Надо было лишь внимательно прочитать текст, осмыслить его и дать ответ. С этим справились только 6 процентов учеников.
Эксперты признают: наши программы и учебники по естественно-научным дисциплинам слишком разобщены. Вдобавок Россия одна из немногих стран, где в 5–6 классах нет ни физики, ни химии. А в других странах такие знания даются. Междисциплинарный подход существует только на словах методистов и начальников. В учебниках и программах все по-старому.
– По-новому надо писать школьные учебники, главное внимание уделяя эксперименту, исследовательской работе, анализу первичных научных данных.
Преподавание должно идти по принципу: «А что, если...» Но это невозможно сделать, не сократив часть программ, – уверен Александр Пентин.
С тем, что программы перегружены, согласны многие учителя. По данным одного из опросов, 57 процентов родителей считают, что школьные программы надо разгружать и пересматривать. Недавно после встречи с учеными Сибирского отделения Академии наук вице-премьер правительства Аркадий Дворкович предложил изменить школьные программы по химии и биологии. Один из вариантов – сделать упор на биотехнологии, больше внимания уделать органической химии. Сами школьники тоже признают, что им не хватает знаний по инженерным и техническим направлениям. Как выяснил ВЦИОМ, 10 процентов учеников сказали, что в школе надо давать больше таких знаний.
«Детей, во-первых, надо заинтересовать предметом, а потом уже давать теоретические знания. Как заинтересовать? Например, проведением интересных демонстрационных опытов или квестов. С ребятами постарше можно обсудить, например, проблему обнаружения на Аляске залежей ртути, которая в случае глобального потепления может быть небезопасной. Как это может сказаться на здоровье людей? К каким последствиям это может привести?» – высказала мнение Ольга Андрюшкова, доцент химического факультета МГУ.
Ирина Борисова