По его мнению, одна из главных проблем – падение мотивации к учебе.
Он считает, что до 5-го класса система образования должна быть унифицированной, после 5-го класса – кардинально дифференцирована, должна быть максимальная свобода выбора. Хочешь – иди работай, хочешь – продолжай учебу.
Аргументы «против» детского труда: отвлекает от учебы и слишком тяжел.
Аргументы «за»: продление детства (инфантильности) до недопустимых пределов, безответственность, привычка жить за счет родителей (одновременно забрасывая учебу, т.е. ничего не делая, продлевая инфантилизм и детство).
Что предлагает Сергей Белановский?
1. Разрешить детский труд с 10 лет, исключив тяжелые и опасные профессии. Есть ли спрос на такой труд надо исследовать.
2. По окончании 5-го класса разрешить (но не обязывать) детям трудоустраиваться или продолжать учебу. Как следствие: ребенок может проработать год, затем снова пойти учиться.
3. За каждым учеником закрепить определенную сумму денег, которая сейчас тратится на 11-летнее образование. В пределах это суммы подросток имеет право учиться бесплатно. Родители имеют право вкладывать в эту сумму дополнительные деньги. Обналичивать эти деньги нельзя. Программа действует до 40 лет, потом деньги обнуляются (возможен вариант передачи их по наследству своим детям, тоже без права обналичивания).
4. Создать рынок образовательных услуг. Сохранить те учебные заведения, которые пользуются спросом. Не пользующиеся спросом закрыть. Разрешить создание новых негосударственных учебных заведений. Это очень сложная проблема, здесь надо оградить детей и родителей от мошенничества (псевдоучёбы). К учебным заведениям могут быть причислены кружки типа робототехники, электроники, математики, изящной словесности и др, разработав соответствующие стандарты.
5. Решить вопрос с возможностью учебы за границей.