Аналитика // Колонка

Прямиком в нацизм

Время от времени в информационном шуме нынешнего многоголосого мира ухо вдруг выхватывает какую-то цепляющую реплику, и ты мгновенно мысленно реагируешь: «Хорошо сказано!» или «Что за бред!».

Прямиком в нацизм
Фото: news.tpu.ru

При этом особенно остро воспринимаются слова человека, от которого ничего подобного, казалось бы, нельзя было ожидать, и тогда удивление резко усиливает силу впечатления – позитивного или негативного.

Реплика Олега Кашина на радио «Эхо Москвы» – как раз из этого разряда. Недоумение, рождающееся по ходу его рассуждений, стремительно сменяется возмущенным негодованием: он сам-то понимает, что говорит?!

Впрочем, дело не в Кашине. Дело в том, что высказанная им точка зрения действительно бытует в общественном сознании. И если она разделяется (и даже пропагандируется!) таким, казалось бы, социально и культурно развитым человеком, то это заставляет задуматься. Причем задуматься крепко: ведь перед нами, если называть вещи своими именами, позиция откровенного нациста.

Вот как звучат два главных тезиса, предлагаемых нам:

1) народы подлежат ранжированию по критерию «величие»;

2) «величие» народа имеет два измерения: во-первых, это его «вклад» в мировую культуру, а во-вторых, величина его «имперскости» (чем больше территория созданной им империи, тем выше величие).

На непререкаемом первом месте для Кашина стоят англичане (у которых он сейчас как раз и живет), поскольку они «дали» Уильяма Шекспира и Гарри Поттера, да к тому же создали Британскую империю (при этом уэльсцев, шотландцев и ирландцев Олег Владимирович не признает: ни Вальтера Скотта, ни Джеймса Джойса он, видимо, не читал).

Где-то совсем рядом с англичанами, судя по контексту его рассуждений, обретаются русские, которые тоже «внесли вклад большого масштаба». А поскольку, например, «масштаб вклада» туркмен, башкир или украинцев Кашину не известен, но он имеет полное основание относить их не к «мировым», а к «локальным» культурам, творцы которых недостойны дать свое имя даже местным аэропортам. Кроме того, в мире есть еще и «спорные» культуры, носители которых убивают американских проповедников, но их этническую принадлежность Олег Кашин, к сожалению, не раскрыл.

Признаться, не могу для себя определить, чего больше в этих рассуждениях – банального культурного невежества или сознательно усвоенной ксенофобии? Впрочем, ксенофобия по природе своей невежественна. Но это не простое невежество – а невежество воинственное, всеми доступными средствами старающееся доказать свою правоту. Например тем, что литература «локальных культур» ничтожна, а если и выходит на «мировой» уровень, то только благодаря переводчикам из «великого народа». И невдомек Олегу Владимировичу, что практически все искусство двадцатого века взошло на дрожжах традиционных «локальных культур» Африки и Океании, древнего крито-микенского художественного наследия, народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Видимо, никогда не доводилось ему видеть искусства малых народов российского Севера и Сибири, читать великие эпосы якутов и осетин…

И я с тревогой начинаю думать не о мифических вкладах «великих» и «малых» народов в человеческую культуру, а о вполне реальном вкладе Олега Кашина в ее интерпретацию либо как диалога всех со всеми во времени и пространстве, либо как разделения на «главных» и «второстепенных», на «полноценных» и «неполноценных», хотя, может быть, и «клевых».

…Если вы послушаете запись полностью, то заметите, как в одном месте, где наш «теоретик» особенно увлекся, чуткий ведущий попытался остановить его словами: «Ой-ой-ой, очень тонкий лед, Олег!».

Как мы видим, лед не выдержал, и Олег с треском провалился.

Прямиком в нацизм.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube