Качество образования // Тема дня

Центр управления поиском смысла

19 октября – День лицеиста. Официально это не выходной. Но для просвещенных – всем праздникам праздник, атмосфера которого наполнена осознанием причастности к «святому лицейскому братству».
  • 9 октября 2018

Центр управления поиском смысла
Фото: vatars.mds

Девятнадцатого октября 1811 года открылся Царскосельский лицей. Он был основан по указу Александра I для обучения дворянских детей. До 1918 года праздник отмечался именно в этот день. В программу входили бал и торжественный лицейский обед. (На самом деле – простые дружеские посиделки.) В 90-е годы День лицеиста был возрожден. По общественной инициативе.

На перечисление успехов ижевского Гуманитарного лицея уйдет не одна страница. Из наиболее значимых достижений – статус федеральной инновационной площадки, который ему присвоило Министерство образования России.

По сути, здесь уже сегодня дают образование будущего – индивидуальное.

Но главное, что лицей уже в начальной школе закладывает навыки альтернативного мышления и умения выстроить карьеру и жизнь.

Михаил Черемных, кандидат педагогических наук, директор Гуманитарного лицея, Ижевск:

«Как ни странно, но первый вопрос, встающий перед современными „продвинутыми“ родителями – есть ли альтернативы школьному образованию?

К сожалению, нынешняя школа с ее классно-урочной системой, устаревшим набором почти бесполезных для жизни учебных предметов, формальным подходом к процессам образования и воспитания давно перестала удовлетворять тех родителей, кто всерьез озабочен развитием и будущим собственного ребенка, кто понимает, что фраза „нас так учили, и ничего, выучили…“ – это тупиковый путь рассуждений об образовании.

Мыслящие родители все чаще выбирают семейную, заочную, дистанционную и прочие формы получения образования, ограничивая свои отношения со школой лишь процедурами ежегодной аттестации уровня знаний ребенка.

Как известно, подобное формируется подобным. Если думать о будущем своего ребенка, о том, что успех в жизни определяется прежде всего личной активностью, смелостью и предприимчивостью, то и школу нужно выбирать по этим критериям.

Никакие „прочные знания“ школьных предметов, никакие внешне навязанные дисциплинированность и прилежность не заменят эффектов развивающей среды и полноценного проживания своего детства, своего отрочества и своей юности».

Не зубрить, а мыслить по такому принципу строится в лицее образовательный процесс. Это умение – качество ценное в любые времена, а при переходе на новый технологический уклад оно становится бесценным.

На первый план выходит способность переучиваться, перестраиваться и адаптироваться. А еще – находить нестандартные решения, выстраивать многоходовые комбинации.

Даже сейчас попытки выйти за ЕГЭ-рамки по меньшей мере вызывают удивление. Лет двадцать назад такое не-как-у-всех-обучение и вовсе казалось безумием. Еще бы! Во главу угла поставить не оценки, а цели, которые воспитанник лицея сможет достичь, и то, будет ли он при этом счастлив.

Принципы Лицея

Этим летом директор лицея Михаил Черемных попросил выпускников написать «о-очень маленькое эссе» на тему: «Чему научил меня Гуманитарный лицей».

Так, на странице лицея в Фейсбук «Гуманитарный лицей. Лицейское содружество» появились истории, которые описывают реальную картину успехов лицея и его учеников.

  • Свобода общения

«Я пришла в Лицей после 8-го класса обычной школы, правда, класс был математический. Теперь, по прошествии стольких лет, меня не покидает чувство, что это было Божье провидение.

В Лицее ты свободен, ты общаешься с преподавателями, как с равными людьми, а это очень ценно!

После выпуска из Лицея ты уже не тот человек, что был прежде, и загнать тебя в рамки, привычные остальным, ой как непросто! У тебя открытый разум, которому тесно в пределах одного города. Ты выходишь на новый уровень».

Александра Трухина (Сурнина), выпуск 1999 года. Должность: переводчик итальянского языка на фабрике по деревообработке.

  • «Мастерская человечности»

«Я из первого выпуска Лицея, а моя дочь из выпуска 2017 года, поэтому могу судить „как было“, „как есть“ и чему научил Лицей.

Перефразирую слова Шалвы Амонашвили:

Гуманитарный Лицей – это мастерская человечности и свободы. Так было и есть сейчас.

Большинство других школ фабрики стандартизации. Школы не готовят наших детей к жизни, там готовят к ЕГЭ. И это очень далеко от жизни, к великому сожалению.

Я перевела дочь в Лицей после восьми лет ее успешной учебы в одной из лучших школ нашего города. Ни разу не пожалела. А уж после слов дочки „Мама, мне в Лицее дышать легче! Жаль, что я раньше не согласилась перейти“, я утвердилась в правильности решения.

Дочь сейчас учится на бюджете в Финансовом университете при правительстве РФ на международном финансовом факультете, где преподавание всех предметов с первого курса ведется на английском языке.

Без опыта учебы в Лицее, на одних репетиторах, она бы не смогла поступить и быть одной из лучших студенток на курсе. Не стала бы волонтером на ЧМ по футболу, не стажировалась бы в бизнес-инкубаторе, не училась по программе двойного диплома в Лондонском университете.

Спасибо и низкий поклон Лицею!

Анастасия Щекалева (Михайлина). Выпуск 1994 года. Финансовый директор сети магазинов автозапчастей.

  • «Крылья в жизнь»

«Мне Лицей показал, что все может быть по-другому. Что у любой задачи есть несколько решений. Что и меня, ребенка, могут уважать как личность. Лицей и правда дарит крылья в жизнь».

Мария Донская (Осетрова). Выпуск 2000 года. Предприниматель

  • «Потребность всегда быть на высоте»

«Лицей дал планку качества: на людей, на события, на знания, на умения.

И теперь не хочется и не можется соглашаться на что-то, что не соответствует этой планке. Это и больно (если ты живешь в замкнутом мире), и прекрасно – потому что есть потребность всегда быть на высоте!

Во всем быть лучшей, встречаться с лучшими людьми. Жить на максимуме – физическом и эмоциональном, успеть все!»

Darali Leli. Выпуск 2004 года. Выставочный центр «Галерея»

  • Умение делать выбор

«Лицей меня сформировал, можно на этом ставить точку. Ничто потом не сформировало почти ничего, если честно. Остальное – практика.

Подробнее: проектный подход в реализации любых задач, универсальный, четкий, понятный. Подход, позволяющий легко усвоить, понять, осуществить – тема не важна в том смысле, что она меняется от текущей реальности, принципы реализации не меняются, не знаю темы, в которой это не работало бы.

Лицей сформировал литературный вкус и литературную страсть – это отдельное, личное. Как это сделано: прежде всего выбор (банально его наличие) всегда и во всем, от этого сносит голову, это заставляет думать, быть критичным, сомневаться.

Далее: люди, свобода, ответственность, широкий круг интересов, отсутствие понятийправильноинеобходимо. Правильно и необходимовыбирать пришлось самостоятельно».

Алекс Кучеров. Выпуск 1995 года. Сфера деятельности сейчас: SEO, SEM

  • Друзья, организованность и ответственность

«С первых же дней Лицей наглядно демонстрировал уважение. Всех ко всем. Это хорошо мне запомнилось, так как резко контрастировало с предыдущей школой, и стало важным уроком об отношениях.

Лицей учил ответственности за собственный выбор. Это болезненные уроки... хорошо, что мы их прошли в раннем возрасте.

Лицей подарил мне несколько очень важных в моей жизни людей. Там-таки было, из кого выбирать.

Лицей учил эффективному планированию своего времени, в современном мире от этого навыка многое зависит».

Анна Горфункель, выпуск 1997 года, Мельбурн (Австралия), владелица малого бизнеса

  • Смелость

«Лично меня Лицей научил смелости. Смелости быть не как все. Смелости заниматься тем, что тебе нравится, даже если это пока кажется неперспективным. Смелости брать на себя ответственность за то, что ты делаешь. Смелости выходить за рамки комфорта и развиваться. Смелости высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства».

Инга Игнатьева. Выпуск 1996 года. Клинический психолог, Эстония, г. Тарту

  • «Выход за пределы стереотипов»

«Лицей вывел меня в мир, буквально: такого опыта, чтобы школьники активно путешествовали, в обычной школе что-то не припомню.

Питер, Валаамский монастырь, Болдино, выездные лицейские сборы и семинары... Так-то для такой девочки-домоседки, какой была я, это выползание из своей домашней раковины было просто потрясением.

Выход за границы чего-либо – это еще один урок лицея. Выход как в буквальном, так и метафорическом смысле.

Один эпизод стал знаковым в моем мироосмыслении (вы вряд ли помните этот рядовой случай, Михаил Петрович). На очередном семинаре в очередном лагере задали нам концептуальную задачку – соединить девять точек четырьмя линиями.

Вряд ли я тогда думала о символическом значении ответа – нужно было выйти за пределы мысленного квадрата, образуемого точками, – скорее, сработал опыт участия в математических олимпиадах.

В результате, первая среди присутствующих, предложив правильный ответ и гордо получив приз в виде маркера, я только потом поняла,что задачка-тобыла совсем не математическая.

Выход за пределы стереотипов – это очень сложно и страшно, вот только возможно ли без этого развитие?»

Анастасия Игнатова. Выпуск 1995 года. Преподаватель кафедры истории русской литературы УдГУ.

«Центр управления полетами»

Все это – не «судьба сложилась». Выпускники Лицея сами ее сложили и выстроили так, как считали нужным. Михаил Черемных настаивает, этот вектор им задает Лицей.

Современная школа должна перестать учить «в традиционном смысле этого слова». Ее задача сегодня – помочь воспитаннику спроектировать его собственное образование и определить личные, профессиональные и социальные перспективы.

В общем, школа должна быть не учреждением, в котором оказываются образовательные услуги, а центром управления, только не полетами, как в космонавтике, а поиском жизненного смысла.

Елена Керн


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube