Назначение, произведенное приказом ректора РАНХиГС Владимира Мау, позволит теснее осуществлять координацию между гуманитарными направлениями подготовки, реализуемыми сейчас различными институтами внутри Академии.
Свое новое назначение Александр Асмолов прокомментировал специально для сайта Академии.
– Владимир Мау предложил, чтобы я поучаствовал в разработке приоритетных направлений РАНХиГС. Я обозначил то, которое сегодня называется гуманистика, а именно – ремесло гуманистики и гуманитарных технологий как развитие человеческого потенциала, без чего теряется смысл любых управленческих решений, любых технологических решений, любой цифровизации. Гуманитарность как humanity не сводится только лишь к гуманитарным дисциплинам. Прежде всего, humanity – это ремесло человековедения и человекознания. Сюда входят различные гуманитарные науки, социальные науки и точные науки, но, прежде всего, ключевой вектор идеологии – это движение, направленное на развития человеческого потенциала, а не человеческого капитала.
Долгое время мы зацикливались на моделях человеческого капитала, где человек только ресурс, находились и продолжаем находиться под гипнозом этих разработок. Именно поэтому для меня образование, коммуникации связаны именно с развитием человеческого потенциала, возможностей человека отвечать на ключевые вызовы современности. Таких вызовов три: вызовы неопределенности, вызовы сложности и разнообразия. Отсюда и будет попытка в буквальном смысле посмотреть на любые программы через призму гуманистики: на программы образования, на программы управления, на программы, связанные с тем, что сегодня все больше набирает силу поведенческая экономика. Поэтому я и принял предложение Владимира Александровича заняться разработкой ремесла гуманистики как развития человеческого потенциала в нашей изменяющейся реальности.
Речь идет не столько о координации, сколько о создании пространства диалогов и переговоров, в которых блестящие специалисты из разных областей, таких как образование, гуманитарные науки, когнитивные науки будут обсуждать различные пути развития. Свою задачу я вижу в создании диалога между представителями разных областей исследования, чтобы мы не оказались, как оказываемся чаще всего сегодня, в состоянии эффекта Вавилонской башни, когда не можем договориться и увидеть перспективы, которые объединяют разные направления понимания человека.
В стенах Академии работают блестящие исследователи вариантов будущего. Вместе с тем в Московском университете, в Высшей школе экономики, в Санкт-Петербургском университете и в некоторых других институциях также есть уникальные линии, которые требуют совместного обсуждения и совместной разработки. Хотелось бы, чтобы, как любил говорить один из великих мастеров методологии гуманитарного познания Михаил Бахтин, сложилась полифония сознания, и чтобы мы смогли создать множество новых вариантов разработки будущего, а не заниматься только тем, что плетемся в хвосте у истории и угадываем тренды.
Мой любимый лозунг: «Не тренди!» – то есть не становись рабом трендов, не становись рабом прошлого и нарабатывай новые варианты развития в эволюции современных систем, направленное на движение от адаптивных моделей эволюции к преадаптивным моделям эволюции – полностью относится к тому, что мы пытаемся сделать, чтобы расширить творческое пространство социальных и межличностных коммуникаций академии. Ранее об этом мы подробно говорили с Владимиром Мау в интервью изданию Economy Times.
Александр Асмолов является одним из наиболее известных российских ученых в области гуманитарных исследований и образовательной политики. Он доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО). Является признанным лидером научного направления «Психология личности». Асмолов – автор полутора десятков монографий, многие из которых стали классическими. Он является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования».