Тема эта очень актуальная и связана она как с бюджетной состоятельностью регионов, так и с прозрачностью выполнения финансовых обязательств, необходимых для реализации содержания образования в части выполнения ФГОС. Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда региональные органы управления образованием отвечают за качество образования, но по факту не обладают конкретными полномочиями по контролю за школами, в том числе не влияют на кадровую политику в школах.
По 131 ФЗ главы районов назначают директоров школ, организуют методические службы и решают другие ключевые вопросы. Не случайно министр образования и науки Ольга Васильева говорит о потере управляемости в сфере образования.
Почему-то в СМИ перевод школ на региональный уровень связывают с потерей самостоятельности школ. Но безграничной свободы у школы все равно не будет, поскольку есть учебные планы и стандарты, которые школа обязана выполнять.
Передача управления школами на уровень субъекта — это путь, по которому пошли в свое время Самарская область, Алтайский край, и этот положительный опыт надо изучать.
Хорошо, что Минобрнауки для начала планирует опробовать это начинание в пилотном режиме. Насколько мне известно, предлагается три варианта апробации на выбор:
- Полная передача в ведение субъекта всех полномочий по управлению школой, включая кадровую политику, имущество, финансирование, содержание образования
- Частичная передача, но с полным финансовым контролем над школами
- Мягкий вариант с акцентом на управление содержанием образования.
Пилотным регионам предстоит большая работа по созданию нормативной базы для этого нововведения.
В данному случае необходимо говорить об общественном договоре между муниципалитетами, регионом и федеральным министерством. Особых препятствий для передачи школ на уровень субъекта нет, за исключением некоторых упомянутых выше положений 131 ФЗ. Законодатели готовы создать рабочую группу и внести необходимые поправки.
А сама идея передачи школ на региональный уровень — правильная и своевременная, поскольку она задает вектор движения к государственному управлению образованием