В сентябре представители педагогической общественности публично и неоднократно высказывали свое отношение к политике Министерства образования и науки РФ. По сути, претензии все те же: учителя устали от реформ. По большому счету преподавательскую общественность не устраивают три вещи: разрабатываемая система карьерного учительского роста, отсутствие стремления властей уравнять учительскую зарплату, возрастающая отчетность.
Педагогов не устраивают также спешка с новыми изменениями в стандартах, соответственно – в программах, в линейках учебников. Заботит, что больше времени сегодня надо теперь тратить на «идеологию». В образовательных организациях сегодня стали делать упор на воспитательную работу, и получается она – не хорошо, «а как всегда». Беспокоят педагогов и другие инициативы, плохо проработанные и, возможно, несущие им дополнительные беспокойства. Учителя, как люди подчиненные и ответственные, понимают, что весь груз реформ ляжет на их плечи.
Если споры о росте зарплаты и снижении отчетности длятся годами, то новый эксперимент по внедрению системы карьерного роста учителя пока еще находится в стадии эксперимента и конфликт интересов совсем свеж. В министерстве считают, что новшество приведет к росту числа молодых учителей в школе. Все ожидания властей только положительные. Последние изменения в Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» говорят о том, что аттестация учителей в 2017 году будет проходить в два этапа.
На первом педагог должен подтвердить соответствие занимаемой должности непосредственно своей профпригодностью. Второй этап подразумевает обоснованное присвоение работнику учебных заведений соответствующей категории. Квалификация может быть повышена только в случае успешного прохождения комиссии, члены которой проверяют знания и навыки педагога очно. И соответственно все это основывается на денежной стимуляции.
Новая форма аттестации педагогических работников в 2017 году распространяется на всех работников сферы образования. Поначалу учителей проверят в их знаниях по русскому языку и математике в 15 пилотных регионах. А в Москве их еще проверят и на знание «электронной школы».
Учительское же сообщество относится к новшеству осторожно. Многие даже высказываются в том смысле, что «горизонтальная карьера учителя» – это не что иное, как попытка перекроить школьный бюджет в пользу более лояльных администрации педагогов. Напомним, что когда только вводилась нынешняя система оплаты учительского труда и шли споры вокруг целесообразности ее деления на базовую и стимулирующую (30%), то многие эксперты предрекали, что скоро стимулирующая часть быстро исчезнет из учительской зарплаты. Недавно зампред профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова сообщила, что учителя при огромной нагрузке (36 часов в неделю) получают зарплату 32–33 тыс. руб. Уменьшение зарплаты происходит как раз за счет снижения стимулирующей части.
Что же касается «вертикальной карьеры педагогов», то все понимают, что в стране идет смена элит: политических, творческих, управленческих. Теперь вот очередь дошла до системы образования. Государство намерено построить «властную вертикаль» внутри школы. Формальная причина введения новой аттестации – несовершенство прежней системы переподготовки педагогов и отсутствие возможностей для карьерного роста учителей. У части учителей другое мнение.
С помощью предлагаемой «системы учительского роста» выстраивается никому не нужная иерархия в школе, уверены они. Директору, который сегодня имеет достаточную власть над учителем, теперь прибавляется власти вершить чужие судьбы в еще большей степени. С другой стороны, пишут учителя на своих ресурсах, власть «прикармливает» школьную верхушку.
К слову, сегодня зарплата руководителя школы многократно превышает размер зарплаты рядового учителя. Например, как сообщила на днях министр образования Московской области Марина Захарова: «Директора, которые соответствуют стандартам качества и действительно хорошо и грамотно работают, выполняя свои обязанности, будут получать 120 тыс. руб.».
В результате такой политики благодарные директора еще сильней становятся привязанными к большому начальству. А учителя – еще более привязаны к администрации школ. Это, в частности, отмечали санкт-петербургские учителя на пикете 1 сентября. Это означает, что усилится подхалимство, злоупотребление служебным положением, раздор внутри школьного коллектива.
Если это справедливо, то предстоит серьезно подумать над тем, окажется ли создание конкурентной среды внутри учительского коллектива полезным самой школе.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.