Культура // Статья

Ларс Соби Кристенсен: «Человек не должен забывать свое детство»

Норвежский писатель — о читающей молодежи, Достоевском и конкуренции книг с интернетом.
  • 4 декабря 2017

Ларс Соби Кристенсен: «Человек не должен забывать свое детство»
Фото: alchetron.com

На 19-ю Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction приезжал знаменитый норвежский писатель Ларс Соби Кристенсен, автор романа «Полубрат», изданного во многих странах мира. Корреспонденту «Известий» он рассказал о том, почему бумажная книга не сдает позиций в век интернета и никогда не утратит читателей.

– Вы уже второй раз в России – предыдущий ваш визит состоялся 12 лет назад, когда «Полубрат» выходил на русском. Что, на ваш взгляд, изменилось здесь за эти годы?

– Еще в первый приезд меня поразило, что русские остаются читающей нацией. Тогда и сейчас я вижу большие очереди за книгами на ярмарке, многие читатели приходят в книжные магазины на встречи с автором, создавая настоящий ажиотаж. Это впечатляет. А больше всего впечатляет то, что за 12 лет такое положение вещей осталось неизменным.

– Вас не утомляет общение с читателями? Многие авторы этого не любят.

– Когда я пишу очередную книгу, то не выношу читателей, никаких встреч не провожу. Но когда книга закончена, обязательно надо встречаться с ними лицом к лицу, это необходимая часть писательского труда, а кроме того, очень приятное и вдохновляющее занятие, хотя и требующее много времени и сил. Например, в России я встречался с молодыми читателями, и меня обрадовало то, какие они заинтересованные и вовлеченные в процесс: задают вопросы, вступают со мной в дискуссию, ссылаются на источники, отстаивают свою точку зрения и имеют собственное мнение. Совсем как я в детстве. Такие читатели и дают вдохновение писать дальше.

– Герои многих ваших книг – дети. Насколько сложно о них писать, да еще так, чтобы им было интересно?

– Часть писательского таланта – уметь встать на место другого человека и взглянуть на ситуацию его глазами. Я же сам был ребенком, так что прекрасно их понимаю – что им может быть интересно, какая у них психология. Человек не должен забывать свое детство, тем более если он писатель.

– У вашего романа «Герман», посвященного мальчику с непростой судьбой, есть подзаголовок «Для тех, кто пока еще не полюбил себя». А вы себя уже полюбили?

– Можно сказать, что да, но это заняло очень много времени (смеется). Теперь-то я уже 70-летний человек и мне уже не так легко удается даже нравиться себе, не то чтобы себя любить. Но я стараюсь. Это важно для каждого, а для детей в особенности.

– Вы много помогаете молодым писателям у себя в стране, учите их литературному мастерству. Какие советы им даете?

– Самое главное – надо всерьез относится к тому, что ты пишешь, и того же требовать от окружающих. Если не уважать свой труд и свои книги, они не будут интересны и другим.

– Насколько серьезно ваши подопечные относятся к творчеству?

– Сегодня я вижу уже целое поколение новых писателей – сильных, вдумчивых, обстоятельных, талантливых. У меня нет сомнений в том, что литература сегодня имеет блестящие перспективы. Каждое новое поколение волнует время, в котором оно живет, и ему нужны те, кто может говорить о насущных проблемах.

– С российскими писателями вы знакомы?

– К сожалению, я не очень хорошо знаком с современными авторами, но моим любимым писателем, если хотите, даже учителем, всегда был и остается Федор Достоевский. Со студенческих лет и на всю оставшуюся жизнь. Впервые я прочитал его в юности, и он произвел на меня неизгладимое впечатление. Я до сих регулярно перечитываю его романы. Достоевский уникален той безграничностью, что открывается в его работах, причем в сочетании с острыми социальными темами. Когда читаешь его романы, голова кружится, и не веришь, что можно так писать. Это просто чудо. Большая русская проза многому научила меня как человека и как писателя.

– Сегодня книге приходится конкурировать с интернетом, телевидением. Говорят даже о «смерти» бумажной книги...

– Да, это очевидная ситуация. Но оглядитесь вокруг – по всему миру проходят большие книжные ярмарки, и на них полно народа. Все приходят, чтобы купить бумажные книги и прочитать их. Потому что в книге есть то, что цепляет людей и не отпускает их, то, что не может предложить никакой другой вид массмедиа или искусства. Я имею в виду глубину образов, возможность увидеть человеческие отношения изнутри, оценить связи между явлениями жизни, прочувствовать образ мыслей. Именно за это мы ценим бумажные книги и никогда от них не откажемся.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube