Качество образования // Новость

Портфолио для школяра

Будущих абитуриентов ищут даже среди первоклашек.
  • 11 декабря 2017

Портфолио для школяра
Фото: moygolovinskiy.ru

Чтобы в университеты поступала одаренная молодежь, таланты надо растить со школьной скамьи – и чем раньше, тем лучше. Это хорошо понимают и в опорных вузах, создавая творческие формы работы с будущими абитуриентами.

В Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону) открыли Детский университет – уникальный проект, аналогов которому в нашей стране еще нет. Учиться в нем могут дети от 5 до 14 лет. Занятия дважды в неделю – лабораторные работы и настоящие лекции ведут лучшие педагоги не только ДГТУ, но и школьные учителя, и воспитатели детсадов. На каждого ребенка заводится портфолио, в котором будут представлены его достижения.

Детский университет – это часть уникального образовательного проекта «Региональный комплекс для одаренных детей и молодежи Ростовской области», рассказала «РГ» начальник управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодежи ДГТУ Светлана Пономарева:

– Мы предлагаем 55 авторских программ, которые помогают сформировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка. Приглашаем детей с 1,5 до 22 лет.

В Детском университете занимаются до 14 лет, а затем – в Академии абитуриентов – до 17 лет. Здесь абитуриенты определяются с будущей профессией, посещают студенческие научные кружки, пишут первые научные работы, общаются с профессорами и потенциальными работодателями.

В Саратовском государственном техническом университете им. Ю.А. Гагарина создали многопрофильный региональный центр подготовки и творческого развития школьников и молодежи «ТехнариУМ». Цель – дать возможность талантливым ребятам области проявить себя, получить качественные знания и навыки, открыть новые горизонты и получить надежный старт в будущее.

А при Тюменском индустриальном университете (ТИУ) создали разновозрастную школу инженерного резерва – в Тюмени и Тобольске. В ней 260 слушателей. В будущем вуз планирует открыть отделения школы на базе своих северных филиалов и в Сургуте, и в Нижневартовске.

В тюменской школе 8 студий, в тобольской – 6. Это студии 3D-моделирования, юного химика, материалов будущего, прикладной электротехники, WEB-конструирования, английского языка. Векторы интересов задает градообразующая компания СИБУР. Она строит крупнейший в Евразии нефтехимический комплекс и нуждается в высококвалифицированных кадрах, в том числе хорошо владеющих английским.

Помимо аудиторных занятий практикуются экскурсии на производственные, инфраструктурные объекты, научные центры и технологические полигоны. Ребятам предлагают объединяться в группы для выполнения творческих проектов различной сложности и направления. Их выставляют на конкурс, победителей определяет жюри с участием представителей компаний-партнеров. Те учредили именные стипендии «Будущая инженерная элита», их получают авторы лучших проектов, когда становятся студентами.

Опорный университет и администрация Тюмени договорились организовать в ряде школ специализированные группы для занятий со старшеклассниками по профильным направлениям ТИУ – нефтегазовое дело, транспортный сервис, IT, строительство, ЖКХ, электроэнергетика с дополнительной подготовкой по физике и математике.

– Наша задача – формировать инженерную ментальность, выявлять склонности, укреплять задатки, подталкивать к осознанному выбору, нацеливать на получение востребованных профессий. Мы со школьной парты растим будущих студентов, в содружестве с нашими индустриальными партнерами готовим из них хороших специалистов, – говорит проректор по образовательной деятельности ТИУ Людмила Габышева.

Сочинский государственный университет и образовательный центр «Сириус» совместно проводят олимпиады по естественным наукам – математике и физике, технике и технологиям наземного транспорта, авиационной и ракетно-космической технике, ядерной энергетике и технологиям. СГУ также внедряет Интернет-сервис, который позволит талантливым ребятам хранить свои портфолио в электронном облаке. Это позволит создать базу талантливых и мотивированных школьников – будущих студентов и успешных выпускников.

В Сибирском государственном университете им. М.Ф. Решетнева (Красноярск) для привлечения талантливых абитуриентов организовали Техношколу по инженерным направлениям. Один из ее проектов – «Малая космическая одиссея», он проводится совместно с Союзом машиностроителей России. Его участникам-ученикам 8-10-х классов предстоят научно-познавательные лекции и семинары, встречи с космонавтами и представителями космической индустрии, участие в конференциях, экскурсии на предприятия Красноярского края. Там они смогут подготовить командные проекты, поучаствовать в наземных тренировках по прыжкам с парашютом, занятиях со спасателями МЧС России в таежных условиях. Наиболее активные участники мероприятий получат возможность побывать на занятиях в студенческих группах, участвовать в научно-исследовательских проектах СибГУ. А победители и призеры будут награждены путевками в международный космический лагерь.

Мнение

Ирина Мусина, директор московского лицея «Инженерная школа № 1581»:

Взаимодействие с вузом, несомненно, имеет огромное значение и для учащихся, и для учителей. В первую очередь оно помогает ученикам лучше узнать область применения инженерных специальностей, во вторую – лабораторные работы, проводимые кафедрами университета, дают им возможность увидеть уровень высшей школы. Общаясь со студентами и преподавателями вуза, они словно заглядывают в свое будущее, делают осознанный выбор жизненного пути и профессии. Не секрет, что представление многих современных подростков о жизни довольно абстрактно: хочу быть богатым и счастливым. А здесь они могут видеть варианты жизненной траектории, выбирать не только сферу деятельности, но даже свою будущую специальность, им предоставляется шанс многое попробовать сделать своими руками. Они видят весь спектр возможностей вуза, понимают, что нужно делать, чтобы поступить туда, куда хочешь.

А педагогам сотрудничество дает необходимый профессиональный рост. Ежегодно учителя могут не только принять участие в мероприятиях вуза, но и пройти курсы повышения квалификации на базе университета-партнера. Все это дает школе неоценимые возможности идти в ногу с тенденциями, которые сегодня развиваются на производстве, в науке. Поэтому я уверена, что сотрудничество с вузом в качестве партнера образовательного процесса для любой школы будет продуктивным.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube