Без рубрики // Колонка

Робот vs учитель: нереальная реальность

Неоднократно мне как специалисту по электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям задают вопрос: «Через сколько времени робот сможет заменить учителя?» Он уже заменил учителя, и учителю в этом мире становится не комфортно, в отличие от детей, которые родились и растут в эпоху рождения и расцвета роботов. Они растут и учатся друг у друга, как бы мы им это ни запрещали!

Робот vs учитель: нереальная реальность
Фото: media2.govtech.com

«…До чего дошел прогресс – труд физический исчез,
Да и умственный заменит механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек…»
Слова: Ю. Энтин
Музыка: Е. Крылатов

«Время традиционного обучения и биологических белковых преподавателей закончилось, начинается время электронного обучения и электронных преподавателей».
М.П. Карпенко, президент Академии компьютерных наук

Неоднократно мне как специалисту по электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям задают вопрос: «Через сколько времени робот сможет заменить учителя?». Я всегда старался избегать ответа на данный, на мой взгляд, совершенно провокационный вопрос, однако в марте 2017 года на конференции в Казани после моего доклада о цифровизации образования одна из слушательниц напустилась на меня с критикой, мол, никогда, ни при каких обстоятельствах мои дети не будут ничему учиться дистанционно, и уж тем более никакой цифровой мир им не угрожает, потому что они были правильно воспитаны, ходят в библиотеку, много читают книжек и т.д. Конечно, на такую провокацию я нашелся что ответить, и свой ответ я приведу в конце данной статьи, если вы на данный вопрос не ответите за меня. Но обо всем по порядку.

Желая найти ответ на вопрос «Через сколько времени робот сможет заменить учителя?», я всегда задаю уточняющий вопрос – а каким вы себе представляете этого самого робота? Для большинства задающих данный вопрос, а это люди от 40 до 60 лет, робот представляется в образе робота Вертера из кинофильма «Гостья из будущего», в образе Терминатора из одноименного американского фильма, в образе робота из фильма «Я, робот»… На самом деле все эти фильмы, равно как и романы Айзека Азимова и других писателей, постепенно нас подводили к одной очень и очень интересной мысли. Время роботов наступает, и мы должны научиться жить с ними в одном пространстве в одно время. Мы все еще ждем с вами этого времени, хотя на самом деле это время уже наступило… Не верите – судите сами!

Давайте с вами окунемся в мир 70–80-х годов прошлого века. Для меня это годы беззаботного детства, когда я мог позволить себе мечтать. Вот я с родителями иду в парк аттракционов и играю в игру «Ралли», где по экрану катается машинка. А вот мы с родителями зашли в сберегательную кассу, где вежливая кассир-операционист, уверенная в своей незаменимости, принимает платежи за квартиру. А вот мы заходим в старинное здание почты, чтобы отправить письмо в соседний город с поздравлениями ко дню рождения. Мы отправляем его заранее, чтобы оно за две с лишним недели точно дошло до адресата и порадовало его нашими словами и открыткой. А вот мы зашли в автобус, подошли к специальному устройству с билетиками и, опустив 5 копеек, оторвали один билет. А вот я сам зашел в библиотеку, чтобы взять интересных книжек на каникулы. Библиотекарь интересуется любимыми жанрами, любимыми авторами, потом исчезает в глубине хранилища и выносит небольшую стопку книг. Из них я выбираю одну, которую еще не читал. Мы быстро оформляем карточку, и я, счастливый, убегаю домой читать книжку. Книжка быстро закончилась, а каникулы еще продолжаются. Я включаю телевизор, там сегодня передача про спортсменов-раллистов, про то, как важно штурману правильно читать карту и подсказывать направление движения своему водителю.

Ну что? Представили себе тот мир? Сравните с миром сегодняшним.

Год 2017. Вот я со своими сыновьями иду в парк, чтобы провести время на аттракционах. Сын покупает в кассе пластиковую карточку, на которую записывается информация о нашем денежном взносе. Дальше эта карточка прикладывается к роботу-контролеру на входе на каждый аттракцион, и робот сам списывает необходимое количество денег. Вот сын выбрал аттракцион в виде кабины грузовика. Вместо стекол у кабины специальные панели, которые выводят специальное изображение. Кабина подвешена на специальных рычагах, которые приводятся в движение специальным роботом. Робот отслеживает рельеф местности в игре, действия водителя, нажатые педали и подает сигналы на тот или иной рычаг, кабина приходит в движение, полностью имитируя реальную поездку на большегрузном автомобиле. А вот мы подходим после парка аттракционов к отделению банка, где робот-банкомат по нашему запросу выдает нам необходимое количество наличных средств, а также принимает платежи за квартиру. После этого нам необходимо подойти к роботу-почтомату, чтобы в нашей ячейке забрать посылку, которую прислали нам из другого города. Нужно написать благодарственное письмо, для этого мы достаем телефон и в специальном почтовом приложении набираем текст, снабжая его декоративными цветочками и рамками. Нажимается кнопка – и письмо уже в электронном ящике у адресата. При помощи почтового робота такие письма можно отправить всем нашим друзьям и товарищам за считанные минуты. Забрав посылку, мы садимся в автомобиль, где робот-навигатор, спрятавшийся в маленьком телефоне, нам подсказывает самый лучший путь до дома, скоростной режим, возможные пути объезда. Он справляется с этой работой не хуже спортивного штурмана из передачи про ралли из моего детства. Дома, желая найти интересный материал, уже не нужно идти в библиотеку и просить библиотекаря, достаточно просто в компьютере в роботе-поисковике написать запрос из нескольких ключевых слов, и он сам найдет все, что может меня заинтересовать. Кухонный робот, спрятавшийся в мультиварке, самостоятельно готовит кашу к заданному времени из заранее засыпанных ингредиентов, а робот-пылесос проворно заканчивает убирать квартиру вместе с роботом-стиральной машинкой и роботом-посудомойкой.

Ну, теперь-то вы уже знаете ответ на вопрос из начала статьи? Нет? Ну что ж, тогда давайте вернемся на конференцию в город Казань к вопросу слушательницы. Я выслушал все ее претензии и начал задавать вопросы. У нас получился очень интересный диалог.

Слушательница: – Мои дети никогда не учились и не будут учиться дистанционно, ни при каких обстоятельствах!

Я: – Скажите, пожалуйста, а у вас есть дома компьютер, которым пользуются дети?

С.: – Да!

Я: – Они на нем играют в игры?

С.: – Да, конечно!

Я: – Вы их научили играть в игры на компьютере и проходить уровни?

С.: – Нет, они сами научились.

Я: – В книжках прочитали, как это делается, или в видеороликах посмотрели?

С.: – В видеороликах.

Я: – У них после просмотра получается проходить уровни в играх дальше?

С.: – Да, конечно.

Я: – То, что вы отрицаете, а именно электронное образование, уже обучило ваших детей играть в игры…

Есть много статей о том, какую работу могли бы или не могли выполнять роботы-учителя, но давайте посмотрим на работу современного учителя и подумаем, какую часть работы он уже отдал роботам, но не таким человекоподобным, с руками и ногами, как робот Вертер, а автоматизированным системам, которые сами выстраивают свои алгоритмы работы. Во-первых, процесс поиска литературы к уроку, самих вариантов урока и многое другое уже отдано в руки роботов-поисковиков. Учитель сам опирается только на результаты предыдущих поисков или на ключевые слова. Причем робот сортирует информацию. Более того, роботы-поисковики помнят, что и когда вы искали, могут хранить информацию о ваших предпочтениях и предлагать вам рекламу именно в соответствии с вашими предпочтениями. То есть если вы все время выискиваете материалы по математике для 6-го класса, то поисковик может вам порекомендовать и программы повышения квалификации для учителей 6-х классов, и вспомогательный материал, и интересные онлайн-курсы, и многое другое.

Фактически простота и удобство поисковых роботов привели к опустению в обычных библиотеках. Загоняя весь свой демонстрационный материал в презентации, показ этого материала учитель тоже отдает роботу в виде связки видеопроектора и компьютера, иногда с интерактивной доской. Проверку работ в виде тестов учителя уже более 30 лет доверяют компьютеру, а значит, это работа настоящего робота. Фактически все, что происходит в школе, может быть отдано на исполнение программе-роботу, и находиться в одном помещении учителю и ученику в современной школе нет никакой надобности. До недавнего времени считалось, что робот не может показывать эмоции. Однако это заблуждение, которое мы, педагоги, несем из попыток регулировать качество образования через создание идеальных условий с нашей стороны и со стороны школы. Вот у нас стены покрашены, доска хорошая, мел самый лучший, учителя отличные, а потому знания наших детей самые-самые…

На самом деле процесс получения знаний субъективен, если ребенок не захотел получать знания, то ни красивые стены, ни самый белый мел ему не помогут. Ему помогает учитель, который работает с его мотивацией и вызывает в ребенке эмоцию. Так же поступает и современный компьютерный робот. Снова не верите? Зайдите на общеизвестный видеопортал и введите ключевое слово, которое вас интересует. Вам выдадут несколько видеороликов, которые соответствуют данному ключевому слову. С этого момента робот следит за вашими эмоциями. Как он отслеживает ваши действия, какой ролик вы выбрали, сколько вы будете смотреть выбранный ролик, если во время или после показа вам предложить еще несколько роликов, то какие вы выберете потом. Каждое ваше действие для робота имеет значение, чтобы вас увлечь материалом, оставить на портале как можно дольше, дать вам более правильный контент. И только когда у вас закончится мотивация к приему информации, вы перестанете делать выбор. Точно так же работает учитель в классе, но только сразу со всеми учениками, и вариантов выбора у него значительно меньше.

Подводя итог, хочется сказать: если вы слишком часто задаете себе вопрос «Через сколько времени робот заменит учителя?», это означает только одно – он уже заменил учителя, и учителю в этом мире становится не комфортно, в отличие от детей, которые родились и растут в эпоху рождения и расцвета роботов. Они растут друг с другом и учатся друг у друга, как бы мы им это ни запрещали!


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube