Еще и месяца не прошло с последнего празднования Дня рождения гимназии… В памяти свежи многодневные репетиции, спевки и съемки, суета в кулисах, бьющая по ушам (если стоишь за сценой) музыка и непривычно разноцветные дети, так трогательно тянущие раскрытые ладони в зал. А еще хорошо помнится бурчание некоторых коллег и родителей: «Вечно у вас праздники, лучше бы не отвлекались от занятий на всякие выкрутасы…»; «Скромно в школе отметить – и расходов меньше, и силы сэкономим на Новый год».
И правда, многие школы отмечают лишь круглые даты – причем очень круглые: 50, 75, 100 лет. Поскольку торжества проходят редко, то приглашают только избранных и только по пригласительным. Говорят, что часть билетов продается: хотите приобщиться и угоститься – вкладывайтесь в общий «котел». На педагогов, выпускников, родителей – жесткая квота. Оно и понятно: даже зал на 2 тыс. зрителей не вместит всех имеющих отношений к «альма матер», накопившихся за четверть века.
Кстати, правило «редко, но метко» работает, и громкие юбилеи привлекают внимание, освещаются в СМИ. Их посещают специальные гости, вручающие грамоты и поздравительные адреса; со сцены поют приглашенные артисты и выступают именитые выпускники. Жаль только, что настоящей школьной жизни на такие «официозы» не выплеснешь: гимны, речи и награждения занимают львиную долю программы, а в дополнение к ним пристраиваются лишь по триста раз спетые и отслушанные номера.
Поэтому иногда так тоскливо сидеть на каком-нибудь очередном ХХХ-летии: кажется, что видел все это уже сотню раз и можешь предсказать дальнейшее развитие пафосного, но бессюрпризного действа. И публика явно оживляется, когда у ведущего вдруг вырубается микрофон, и он вынужден играть в кричалки с залом… Или выскочил против движения юный танцор, а спикер забывает слова и наконец-то переходит на человеческую речь))
Представьте себе человека, отмечающего только юбилеи – раз в 25 лет. Либо он себя почему-то не любит, либо жизни не рад, либо никого видеть не хочет. А может, копит деньги на масштабный банкет?..Или (не дай бог) на похороны?
Так и со школой. Нет, даже еще печальней. Потому что целые поколения учеников приходят и уходят, не поздравив ее с очередной вехой, ступенькой на пути. Поверьте, девять месяцев для ребенка 7–10 лет – это просто бездна времени, и если целый год нет больших общешкольных событий (День знаний, День учителя и пр. не считаются, потому что они для всех школ, а нужен свой незабываемый праздник), то он прошел как-то не так. Без чудесного драйва, высокого единения сцены и зала, без творческих откровений на тему года… Без повода (в конце-то концов) выгулять новое вечернее платье или смокинг. Или даже специально сшить.
Каждый год наши второклассники посвящаются в гимназисты, их сопровождают будущие выпускники: парадный выход, представление каждого, Клятва и Гимн юных корифеев. Такую церемонию не устроишь «по-быстрому» в спортзале или фойе. Да и вообще, праздник в настоящем Дворце – пусть и культуры – это отдельная песня. Недавно мне написала одна учительница, проработавшая у нас всего год (переехала за мужем в Москву). Ее младшая дочь успела поучаствовать в церемонии Посвящения: «До сих пор каждый октябрь звучат в душе эти строки: “И в гимназисты нас сегодня посвящают – в тот день, когда открылся пушкинский лицей…” Такие дни не забываются, и дочка помнит, хотя прошло уже девять лет. Спасибо вам!»
День рождения школы, по моему глубокому убеждению, – самая главная «образовательная услуга» года. Если он проходит регулярно, то в программе всегда есть место для легкой импровизации, а в зале – для семейной атмосферы без лишнего апломба. Есть возможность написать улетный сценарий – без оглядки на церемониал, вкусно его отрепетировать, пригласить на сцену все творческие коллективы школы от мала до велика, дать слово и родителям, и партнерам, и просто добрым друзьям, зашедшим «на огонек». Не хватает места в зале? – пожалуйте за кулисы, в фойе, где всегда довольно цветов, фуршетных сетов, веселых флэшмобов и душевных селфи).
Не жалейте сил – они окупятся. Не экономьте денег – они умножатся. Празднуйте любые некруглые даты, был бы повод собраться всем школьным миром и сделать что-то вместе. Привлекайте к подготовке родителей и учеников. Обращайтесь к партнерам и коллегам: к интересному, живому событию люди всегда присоединятся.
Нам двадцать шесть! Куда уж круглее?