Без рубрики // Колонка

Между свободой и запретом

Родители с детства блокируют любопытство своими «нельзя», «потом», «когда подрастешь»… Что же остается делать ребенку? Как познать опасность и свои возможности, если с детства нет опыта в этом?​

Между свободой и запретом

Детская площадка ‒ это потрясающее место для наблюдений. Если хочешь своими глазами увидеть актуальные проблемы воспитания – это место подходит как нельзя лучше.

Как-то раз гуляла я вместе с ребятами на этой самой площадке, и мне очень запомнилась одна мама с дочкой. Девочке 4,5–5 лет. Она лезет на самый верх довольно высокого веревочного снаряда. Что в это время делает мама? Мама работает командным центром: «Аня, ну зачем? Ты же упадешь! Аня, аккуратнее! Аня, поставь ногу сюда! Аня, поставь ногу туда! Нечего там сидеть, давай спускайся!» В голове прямо зазвенело: «Бедная Аня!»

Из моих наблюдений на детской площадке не только за прекрасной Аней и ее суперзаботливой мамой, но и за другими детьми я сделала вывод: современные родители слишком боятся за своих детей. На площадке для малышей можно встретить родителей, которые бегают за своим чадом с вытянутыми руками: «Артем (Саша, Маша, Коля), только не копайся в грязи! И листики тоже не трогай – они ведь грязные. Ты куда полез? Упадешь и испачкаешься!» А потом на форумах спустя несколько лет родители пишут, что их ребенок всего боится, не знает, чего он хочет и вообще жизнью не интересуется.

А как тут интересоваться? Как интересоваться, если с детства дети чувствуют родительский страх? То нельзя, это нельзя. А что же делать тогда? Правильно, ничего. Родители с детства блокируют любопытство своими «нельзя», «потом», «когда подрастешь»… Что же остается делать ребенку? Как познать опасность и свои возможности, если с детства нет опыта в этом? Нет, я не предлагаю бездумно пускать детей на площадку и сидеть в телефоне, я не предлагаю относиться к опасности с пренебрежением. Во всем должен быть баланс. А в воспитании ‒ в первую очередь.

На данный момент в родительском сообществе существуют две тенденции, на мой взгляд.

Первая тенденция ‒ гиперопека. Ребенку мало что разрешают. Ему зачастую ничего интересного нельзя делать. А лучше вообще тихонечко сидеть рисовать, собирать конструктор или книжку смотреть. Это просто не может не пугать. У меня как-то занималась девочка. Она очень активная. На каждом занятии она бегает, все хватает, тут же все бросает и бежит дальше. Мне сначала было очень тяжело понять, что же с ней такое происходит. Я поговорила с родителями и выяснила очень интересные вещи. Девочке два года. Ей не дают рисовать пальчиковыми красками, потому что зачем? Она же измажет стол. Ей не дают дома пластилин. Какой пластилин? Нет, она все им залепит. А про кинетический песок или что-нибудь сыпучее я вообще молчу. Если ребенку до трех лет не давать ничего такого, с чем он может творить, пробовать, набираться опыта именно в действии, зачем потом от него хотеть красиво нарисованных картин и любопытства к новому? Родителям не стоит транслировать свои страхи на детей, потому что именно эти страхи и ограничивают детское любопытство.

Вторая тенденция ‒ «ребенку можно все». Ребятишек, воспитанных с такой установкой, я тоже наблюдала. И тут целый букет: ребенок кидается игрушками, кричит на взрослых, манипулирует плачем и абсолютно ни во что не ставит родителей. Я думаю, каждый хотя бы раз такого ребенка видел на уже упомянутых площадках или детских праздниках, в магазинах и прочих местах. И тут надо посмотреть на родителей: они зачастую или заняты чем-то другим (телефоном/планшетом/разговорами), или стыдливо бегут к своему чаду и пытаются успокоить. Такие случаи – это отдельный разговор.

Как найти эту границу между «можно» и «нельзя»? Мне кажется, любому родителю нужно понять, что ребенка не стоит ограждать от жизни и от приобретения первого опыта. Также не менее важно поставить для ребенка (но сначала определить для себя) границы допустимого. Что действительно ребенку можно и нужно? Какие ограничения ставит мой страх за него? Насколько сильно и где ему нужна свобода? Некоторые родители считают, что первая драка – это плохо. Наверное, это так. Но никто не отменяет того факта, что драка ‒ это своеобразный опыт общения и решения конфликта. У каждого действия есть две стороны, об этом стоит помнить. Первая шишка от качелей ‒ это тренировка навыков падения и грамотной оценки ситуации, первая сломанная игрушка – проба своей силы, первая размазанная тарелка каши – тренировка мелкой и крупной моторики.

Наши дети развиваются ежеминутно. И это стоит учитывать. Они учатся общаться и играть, учатся обращаться со своим телом и предметами, оценивать свои способности и возможности. Давайте мы будем больше за этим наблюдать и быть рядом, чтобы в нужные минуты помочь освоить и осмыслить полученный опыт, а не просто запрещать и тормозить детское развитие.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube