Недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) отчасти подтверждает мысль, что учитель утрачивает уважение в обществе. Как показывают данные исследования, так думают 42% опрошенных. И это довольно много.
Еще из исследования ясно, чего, собственно, хотят родители от учителя. Вот характеристики самой профессии. Школьный учитель, по мнению россиян, в первую очередь должен проявлять доброжелательность (30%) и любовь к детям (26%), быть терпеливым (13%) и справедливым (11%), являться компетентным специалистом (28%), быть в целом образованным человеком (16%) и хорошим психологом (13%).
Кстати, почти одновременно с ВЦИОМом сайт профессионального сообщества Unicheck (для тех, кто учит, и тех, кто учится) разместил статью о том, как характеризуют вчерашние американские школьники своих учителей. Конечно, классификация получилась с юмором и неполная, но некоторые моменты – нешуточно точны.
Характеристики понятны уже исходя из названия. Согласно материалу статьи, учителя бывают: деспоты, друзья, красавицы, апатичные, активисты, сумасшедшие, кошачьи мамы, просто хорошие, «дружище», сержанты, суперкоучи, застенчивые, «закон и порядок», хиппи, очень обеспокоенные, неудачники, знаменитости. «Кошачья мама» – хочу сразу погасить острое любопытство всех – это та, что любит кошек и не любит детей. Ее они раздражают. И с ней легко справиться ученикам: в нужный момент всего лишь показать видео про кошек. И еще одну интерпретацию раскрою, чтобы лучше иллюстрировать тему разговора: «дружище» – тот, кто носит модные джинсы и смотрит «Игру престолов». Он знает, какие трудности испытывают учащиеся, и сочувствует им, так как до недавнего времени он был с ними в одной лодке. Он определенно «свой парень».
Вообще вопрос, как расположить к себе учеников, с некоторых пор совсем даже не праздный. Когда-то после фильма режиссера Валерии Гай Германики население страны открыло для себя «новую школу». Все разом осознали, что дисциплина на уроке отныне соблюдается уже не волевым усилием школьных масс, а держится исключительно на интересе юного поколения. Так что урок не просто должен быть интересным, а даже необычным. Второе открытие заключалось в том, что доверительные отношения с учеником сверхважны. И третье: чтобы педагогу доверяли, ему нужно страться им не врать про жизнь. Ну и конечно же, понимать, чего хотят дети, а в сложных ситуациях суметь найти компромисс. Все все поняли. Только почему учителя и родители продолжают совершать ошибки? Взять хотя бы недавний скандал с увольнением учительницы из подмосковной Балашихи за показ на уроке фильма «Оно».
Напомним кратко о ситуации. Учительница русского языка и литературы Гульнара Королева разрешила школьникам 9-го класса посмотреть фильм «Оно» по роману Стивена Кинга прямо на уроке. Об этом стало известно матери одной из учениц. Она написала письмо школьному начальству. Вслед за этим учительница уволилась из школы, написав заявление «по собственному желанию». Сожаление по поводу увольнения уже выразила омбудсмен по Московской области Ксения Мишонова.
Мы привыкли считать, что ошибаются исключительно молодые люди. Но чем мне нравятся старые исследования и теории, так это более широким взглядом на личность учителя. Они допускают, что не только начинающий, но и любой учитель не застрахован от ошибок. Из «старых» учений мы узнаем, что есть так называемые периоды личностных сдвигов, когда у человека меняются мотивы деятельности и средства их реализации. Многие психологи выделяют эти возрасты так: 28–34, 40–45, 50–55 лет.
Первый спад начинается у учителей обычно после 10–15 лет работы в школе, считают психологи. Хочется прогресса на уроке, а тебя ограничивают рамками программы. Еще при этом от учеников нет отдачи, а школьное начальство только требует. Учитель понимает, что надо что-то менять в работе, а как это сделать – еще или уже непонятно. И еще 40–42 года для человека – это так называемый возраст подведения предварительных итогов жизни, период, когда многие мысли и чувства подвергаются ревизии. 50-летие характеризуется потерей чувства нового, снижением уровня профессионализма, падением самооценки, возникает ощущение исчерпанности собственных возможностей, нежелание идти даже на оправданный риск, начинают работать различные защитные мотивы.
Конечно, большая часть учителей справляется со всеми трудностями. Но кто-то – нет. И этому педагогу требуется особая поддержка коллектива, которая почему-то задерживается. Вернемся к случаю в Балашихе.
История с Гульнарой Королевой показательна для нас тем, что педагог в трудной для себя ситуации не почувствовала поддержки коллектива, боялась общественного осуждения и, по сути, даже не сделала попытки защитить свои убеждения.