Без рубрики // Колонка

Что-то среднее между средним и общим

Первоначальная наша задача – затормозить процесс ухудшения образования, и не в опросах, а в реальности. Нам надо приложить все усилия, чтобы среднее образование стало выше среднего, общее же – более конкретным.

Что-то среднее между средним и общим
Фото: gemini.no

Фонд общественного мнения опубликовал результаты опроса по образовательной тематике, осуществленного в начале октября. Остановимся на ответах на вопросы, связанные с качеством образования. Ныне делается много заявлений по поводу качества образования.

Министр Ольга Васильева в одном из своих интервью сказала: «Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством». Что же думают по этому поводу «простые» люди? Исходно мы будем доверять приведенным цифрам, отметая всякие мысли о фальсификации.

Итак, на вопрос «Как вы оцениваете качество образования в целом – как хорошее, среднее или плохое?» 30% респондентов ответили, что оно – плохое, 14% – что оно хорошее и 45% – что оно среднее. Может, среди этих 30% немало людей, тоскующих по советской школе, империи или относящихся в принципе ко всему негативно? Не исключено. Но факт засвидетельствован: почти 1/3 опрошенных считает российское образование плохим, и это очень тревожная констатация! (В мае 2017 года ответивших подобным образом было 36%.) Ответ «среднее» особенно тоже удовлетворить не способен. Просто «средним» образование было долгие десятилетия, теперь стало «средним общим». Вот скажите: что лучше – среднее или общее? И как вам само сочетание «среднее общее»? И не разумно было бы все-таки оставить в ходу одно определение? Однако вернемся к цифрам. Допустим, из 45% людей, считающих качество современного школьного образования средним, 15% склоняется к тому, что оно, хоть и среднее, но вполне могло бы быть лучше (ведь ничего среднего на практике, очевидно, нет: имеется крен либо в «плюсы», либо в «минусы»). Нередко, говоря о чем-то «среднее», мы подспудно подразумеваем «неважное», «посредственное». Значит, к 30% мы добавляем еще минимум 15% (прошу наш счет не принимать за манипулирование цифрами) – и показатель в 45% еще повышает градус тревожности. Мы не станем вычитать из 14% ни одного процента, попавшего туда якобы случайно, ибо тогда нас резонно было бы упрекнуть в предвзятости. Не станем мы сомневаться и в самих градациях, использованных в формулировке вопроса (хорошее, среднее, плохое): ведь положа руку на сердце мы, как правило, именно в формате этих параметров и даем оценку событиям, людям, своему настроению, самочувствию.

По другому вопросу «Как вам кажется, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?» 38% респондентов ответили, что ухудшается (а, по мнению 17%, улучшается). Мы видим, что данные по второму вопросу вполне коррелируют с данными по первому: плохое (30) – ухудшается (38), хорошее (14) – улучшается (17). Причины ухудшения образования и в школах, и в вузах мы здесь рассматривать не будем. Кстати, в материалах опроса ряд из них верно назван.

Первоначальная наша задача – затормозить процесс ухудшения образования, и не в опросах, а в реальности. Нам надо приложить все усилия, чтобы среднее образование стало выше среднего, общее же – более конкретным.



Новости





























































Поделиться