Когда инициатива школьника получает поддержку и превращается в реальное дело, меняется всё – его мотивация, отношение к миру и вера в собственные силы. Именно эту трансформацию считают главным результатом в Благотворительном фонде «Хорошкола». О том, как фонд за два года поддержал десятки детских идей – от помощи бездомным животным до создания сложных IT-продуктов – рассказывает его исполнительный директор Светлана Горбачева.
– Расскажите, что стало отправной точкой для создания Благотворительного фонда в Хорошколе?
– Еще до открытия собственного фонда в Хорошколе проводили благотворительные и волонтерские акции. Это очень важная часть внутренней культуры, ценностей. Фонд появился в 2023 году, чтобы усилить всю школьную социальную деятельность. Сделать ее более цельной, системной и – что очень важно – помочь детям участвовать в ней осознанно и вовлеченно.

Светлана Горбачева, исполнительный директор Благотворительного фонда «Хорошкола»
У Фонда «Хорошкола» есть несколько направлений деятельности. Флагманская программа – «Хорошкола.дети.проект» нацелена на поддержку общественно полезных инициатив учеников. Есть стипендиальная программа, благодаря которой победители всероссийских олимпиад и конкурсов могут поступить в Хорошколу. Мы заботимся о хорошкольном сообществе, за поддержкой в Фонд могут обратиться сотрудники и семьи учащихся, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях. И, конечно, мы создаем уникальную образовательную среду для хорошкольников. Самый яркий на данный момент пример – ИТ-полигон, который заметно расширил возможности ребят для занятий робототехникой, программированием, 3D-моделированием и не только.

Мы уже получили результаты – успех на Национальной технологической олимпиаде, участие детей в разных конкурсах и фестивалях.
У Хорошколы есть и эндаумент. Он собирает средства на долгосрочное и устойчивое развитие школы.
– Кто поддерживает Фонд и как устроено его финансирование?
– У Фонда есть как корпоративные, так и частные доноры. Среди последних, конечно же, много родителей хорошкольников, которым близки наши цели и ценности. В целом сделать пожертвование или подписаться на ежемесячные переводы может любой человек на сайте Фонда: можно поддержать как деятельность фонда целиком, так и конкретный проект кого-то из учеников. Для ребят это отдельная новая сфера – фандрайзинг на реализацию своих идей, на добрые проекты.
– Давайте поговорим про вашу флагманскую программу «Хорошкола.дети.проект». Какими должны быть проекты, чтобы их поддержал Фонд?
– У нас есть Портрет хорошкольника, в котором прописаны личные качества и навыки, развитию которых уделяется большое внимание в нашей школе. Мы видим хорошкольников заботливыми, осознанными и ответственными, проявляющими сочувствие, сострадание и уважение, готовыми действовать на благо людей и общества. Огромное количество этих компетенций можно развить с помощью социального проектирования.
Детям мы транслируем, что открыты к обсуждению самых разных идей. Главное – социальная значимость. При этом проекты могут отличаться по масштабу. Одни принесут пользу только хорошкольному сообществу, и это замечательно, другие могут поддерживать подопечных благотворительных фондов, иметь научный или творческий уклон. Важно, чтобы ребята предлагали новые, перспективные решения.
В прошлом учебном году Фонд «Хорошкола» поддержал уже 13 проектов, и они очень разные. Было несколько спектаклей, были научные проекты, например, ребята строили собственную гидропонную установку для выращивания растений, а одна из учениц работала над высокоточной силиконовой моделью человеческого сердца.

Несколько волонтерских проектов ведутся вместе с партнерскими благотворительными фондами: это помощь бездомным животным с фондом «РЭЙ», помощь подопечным фонда «Подарок ангелу» – детям с тяжелыми заболеваниями, поддержка бабушек и дедушек в Доме-пансионате ветеранов науки вместе со «Старость в радость» и не только.
Реализуя такие проекты, хорошкольники знакомятся с социальной проблематикой и методами решения проблем, учатся коммуницировать с разными людьми и сотрудничать, мыслить системно. Кроме того, ребята развивают эмоциональный интеллект – учатся не только глубже понимать свои эмоции, но и проявлять эмпатию к окружающим.
– Какие проекты сейчас ждут поддержки?
– Сейчас в разгаре первый конкурс проектов этого учебного года. Пока рано говорить, какие именно проекты получат поддержку, но можно выделить несколько тенденций.
Школьников очень увлекает помощь животным, причем не только кошкам и собакам, но и, например, летучим мышам.
Есть идеи, связанные со здоровым образом жизни. С кем-то обсуждаем, как усилить социальную составляющую в культурных проектах, например, поднимать актуальные общественные проблемы в театральных постановках.
Радостно видеть, что ребята приходят не только с новыми идеями, но и нацелены развивать те проекты, которые они начали в прошлом году. Например, вместе с фондом «Наставники детям» хорошкольники продолжают дружить с детьми-сиротами из Киреевского детского центра в Тульской области. Хорошкольники уже несколько раз приезжали туда с мастер-классами и даже на субботник, теперь планируем новые визиты, а еще ждем ребят из Киреевска в гости в Хорошколу.
Другой пример – проект «Вишневушки». Команда хорошкольниц делает антистресс-игрушки: разрабатывают дизайн, шьют сами и проводят мастер-классы, а затем передают их в детские дома, больницы и интернаты.
Еще одна ученица разработала образовательный комикс, который учит распознавать манипуляции и выстраивать здоровые границы в общении. В этом учебном году будем вместе издавать уже третий выпуск и масштабировать распространение комикса.

– Приведите пример самого амбициозного ИТ-проекта, который разработали ученики. В чём его суть и какие вызовы перед ними стоят?
– Это популярное направление у наших учеников. Например, «Линкер» – ИТ-проект, который сделает удобнее использование разных школьных сервисов, объединив их на одной платформе. Это один из самых масштабных проектов, поддержанных фондом. Сервисы самые разные – от каталога библиотеки и расписания до портфолио выпускников. То есть объем работы действительно огромный, ребятам приходится изучать много нового и взаимодействовать с разными подразделениями школы. Радостно наблюдать, что команду не пугает нагрузка и ответственность. Результат принесет Хорошколе реальную пользу, а готовый продукт можно будет предложить другим образовательным учреждениям, потенциал у проекта большой.
– А можете назвать необычный детский проект, который оказался успешным и принес реальную пользу?
– Выделяется среди других проект с разделителями для школьных шкафчиков, потому что его авторы – второклассники. Это пока самые младшие участники нашей программы поддержки школьных инициатив.

Конечно, им помогали родители, но дети были вовлечены, ведь это вопрос хранения их вещей. В итоге были разработаны и напечатаны на 3D-принтере специальные разделители, которые сейчас используются в начальных классах, с ними ученикам действительно проще соблюдать порядок.
– Как измеряется успех каждого проекта?
– Мы смотрим, какие перемены произошли с ребятами. Научились ли они чему-то новому, почувствовали ли, что их усилия имеют реальный смысл?
Разумеется, оцениваем пользу от проекта, смотрим количественные и качественные показатели, сработала ли идея и как реальность отличается от исходного плана. Проектные наставники обязательно готовят и финансовый отчет. Здорово, когда проект живет дольше одного учебного года, поэтому мы обязательно просим команду описать, как они видят развитие своей инициативы.
– Верно ли, что поддержку от Фонда получают не только ученики, но и преподаватели Хорошколы?
– В программе «Хорошкола.дети.проект» ребят сопровождают наставники из числа педагогов. Это горящие свои делом люди, опытные учителя, но не у всех из них есть опыт координации именно проектной деятельности, например. Им мы оплачиваем профильное обучение. Также особое внимание уделяем внутренним тренингам и образовательным активностям.
– Как устроена программа Фонда по поддержке талантливых детей, которые хотят учиться в Хорошколе?
– В 2025 году Фонд впервые объявил конкурс на получение стипендии в Хорошколе для победителей и призеров олимпиад. В сентябре к занятиям приступили первые стипендиаты. Это девятиклассники, которые перешли к нам из других школ.
– Ярмарки – популярный формат благотворительности в школах. Знаю, что у вас тоже проходят ярмарки.
– Ярмарка – это одно из главных мероприятий года, причем и для детей, и для родителей, и для сотрудников. В этом году она пройдет уже в двенадцатый раз. То есть важно не просто собрать деньги, а то, что мы объединяемся, и каждый понимает для чего. Это получается благодаря тщательной подготовке. Обычно в сентябре мы объявляем тему ярмарки и определяем для каждого класса локацию, которую он будет украшать.

В этом году классы получили в результате жеребьевки еще и «свой» фонд, для которого им предстоит сделать что-то хорошее еще до ярмарки. То есть абсолютно все наши дети в течение всего года будут узнавать про помощь, про тех, кто в ней нуждается, и вносить свой посильный вклад. Привлечь средства на благое дело – тоже очень приятно. В прошлом году мы собрали больше 10 млн рублей и поддержали фонды «РЭЙ», «Подарок ангелу», «Наставники детям», «Старость в радость» и Школы-интерната № 1.
– Можно ли сказать, что Хорошкола использует преимущественно проектный подход, чтобы развивать в детях социальные компетенции?
– Да, но тут важно сказать, что в Хорошколе внимание проектной деятельности уделяется не только в программах нашего Благотворительного фонда.
Первые мини-проекты и исследования-наблюдения дети делают еще в детском саду, потом осваивают групповые проекты, а старшеклассники уже делают индивидуальные проекты.
У нас есть проектная кафедра, ребятам помогают наставники. Каждый учебный год завершается фестивалем проектов и исследований «Что я натворил?». Это действительно важная часть хорошкольной культуры, в которой нет места «проектам ради проектов». Для нас проектная деятельность – инструмент, который позволяет детям увидеть связь между своей идеей и изменениями в окружающем мире. Когда ребенок знает, что его инициатива может получить поддержку и будет реально воплощена, это меняет его мотивацию.














