Коньки как зимнее развлечение не теряют популярности в России уже четвертый век начиная с XVIII столетия. За это время, впрочем, не раз менялась аудитория катков: катание служило забавой то для бедняков, то для высшего света, то для простых горожан.
Популярны по всей стране коньки стали не сразу. Например, в середине XVII века английский дипломат и путешественник граф Говард Чарльз Карлайл писал:
Московиты, как и голландцы, имеют коньки, которые употребляются зимой, когда воды покрыты льдом. Однако не для путешествия, а только для упражнения и согревания на льду, чем брезгуют высокородные, но увлекаются простолюдины. Эти коньки сделаны из дерева, внизу с длинным и узким железом, хорошо полированным, но загнутым спереди, для того чтобы железо могло лучше резать лед.
Ученые предполагают, что коньки завезли в нашу страну голландцы. У них эта забава пользовалась огромным успехом. Сперва за катками в России закрепилась репутация мест для небогатых и незнатных людей.
В Голландии для коньков использовали полозья из дерева и кости. Они по размеру и форме напоминали лыжи. В России же эту конструкцию изменили, заменив полозья железными лезвиями, которые в Европе в то время почти не использовали.
Многие исследователи писали, что катки появились при Петре I. Император, как показывают свидетельства, не привозил эту забаву в Россию, хотя точно заинтересовался ей во время визита в Голландию. Но впоследствии именно он популяризировал катание среди дворян.
Также некоторые исследователи считают, что именно Петр I придумал современную форму ботинка с прикрепленным к нему лезвием. До этого полозья к ноге привязывали. Историк спорта Михаил Багаев писал:
Первым начал приклепывать коньки к обуви император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое.
В этот же период появилось современное обозначение развлечения. Пару обуви с коротким полозом начали называть коньками потому, что лошади стали частым их украшением: люди неслись по льду так, что это напоминало стремительную скачку.
Окончательно статус коньков как популярного зимнего развлечения установился в XIX веке. Правда, после смерти Петра I аристократы о катании забыли. Однако известно, что в 1820–30-е годы катки любили посещать петербургские кадеты и лицеисты. Среди поклонников катания был и Александр Пушкин. «Ревностный последователь конькобежного спорта и частый посетитель катка на Неве» – так вспоминал о поэте его современник Владимир Бурнашов.
По-настоящему массовым увлечением коньки стали к середине XIX века. Кроме пятачков, которые расчищали на реках, в это время начали открывать специальные пространства для катания. Аристократы, например, часто отправлялись в Таврический сад. Попасть туда могли только приближенные императорской фамилии. А в 1865 году в петербургском Юсуповском саду открыли первый в России общественный каток. Тут проводили балы и маскарады, праздничные гулянья, выступления живого оркестра.
Вскоре открылся и первый московский публичный каток на Петровке. При нем работала школа для конькобежцев. В 1899 году здесь провели первый в Российской империи чемпионат по скоростному бегу на коньках, а в 1902-м – первый московский матч по хоккею.
Известный каток работал в Зоологическом саду, на месте современного Московского зоопарка. В романе «Анна Каренина» его упоминал Лев Толстой как место, где Левин признался в любви Кити. Каток на Патриарших прудах любила творческая интеллигенция. Здесь отдыхали писатель Александр Блок, поэт Сергей Есенин и оперный певец Федор Шаляпин.
Попасть на общественный каток XIX века мог любой, кто покупал билет. Бесплатно или за добровольное пожертвование пускали только на каток на Девичьем поле. Его хозяин, врач Георгий Сперанский, отправлял вырученные деньги на обустройство больницы для младенцев и женской консультации.
После революции катки остались популярными. Катание на коньках стало доступным способом активно провести досуг, его считали частью здорового образа жизни и активно популяризировали. В 1931 году заработал крупнейший в СССР общественный каток в парке Горького. А в 1940–50-х годах советские ученые разработали технологию искусственного льда. Благодаря ей небольшие катки начали заливать во многих парках и дворах, а ледовые арены для спортсменов стали работать круглый год.