С лета 2025 года в начальных школах Люцерна (Швейцария) откажутся от привычной балльной оценки знаний, а к лету 2026 года на новую систему перейдут средние и старшие классы.
В конце следующего учебного года начальные классы Люцерна перейдут на новую систему оценки знаний.
Привычные баллы будут выставляться только за семестры и останутся в аттестатах, как того требует закон. Все промежуточные оценки заменит обратная связь от учителей.
С такой инициативой выступил Городской совет Люцерна.
Эта практика уже внедрена в нескольких школах города и, по мнению педагогов, хорошо себя зарекомендовала. «Обратную связь ученикам мы даем по нескольким аспектам выполнения заданий, – говорит Софи Шерер, учитель 6-го класса, – а родителям отправляем письменные отчеты».
По словам Шерер, в первую очередь оцениваются академические знания и умение решать конкретные задачи, а также навыки работы с информацией и социальные компетенции. Благодаря такому разделению ученик лучше понимает, над чем еще предстоит поработать, а оценки становятся более прозрачными и объективными.
«Ребенок не просто получает четверку за презентацию. Мы беседуем с ним, хвалим за то, что он хорошо подготовил и структурировал доклад, но объясняем, что он еще недостаточно уверенно выступает перед классом».
Дискуссия об изменении оценочной системы в Швейцарии ведется уже несколько лет. Многие педагоги считают существующий способ оценки устаревшим, поскольку числовая шкала не дает представления о реальных пробелах в знаниях. Дифференцированная обратная связь, по их мнению, более эффективна и обеспечивает лучшие результаты.
Люцерн – не первый швейцарский город, где задумались о такой практике. До 2013 года школьники Базеля получали оценки только в выпускном классе, но затем балльная система была введена в средней и старшей школе. Власти Берна планируют в скором времени отменить привычные оценки: несколько школ уже проявили интерес к эксперименту. В Цюрихе Совет кантона обсуждал возможность перейти на новую систему в мае 2022 года, однако тогда власти решили оставить процедуру оценки без изменений. Сегодня, как и прежде, в школах Цюриха учителя выставляют баллы, начиная со 2-го класса, чтобы сохранить единые критерии аттестации школьников при переходе на следующие уровни обучения.
Некоторые члены городского совета Люцерна критикуют отказ от оценок в школах. Сильвана Леази не видит смысла что-либо менять: «Оценки – это система, которую понимают все: родители, педагоги, образовательные учреждения. Я не против реформ, но какова реальная польза этого проекта?»
Ее коллега Диль Шмид Мейер опасается, что нагрузка на работников образования существенно возрастет: «Балльная система и оценка в форме дифференцированной обратной связи слишком отличаются. Переход на новую систему оценивания потребует дополнительных усилий со стороны учителей. К тому же оценки, выданные в описательной форме, могут сбить с толку родителей. Что уж говорить об иноязычных семьях – им легче понять оценку 4 или 5, чем объемные отчеты об успеваемости ребенка».
Несмотря на разногласия чиновников, власти Люцерна планируют внедрить новую концепцию во все школы города до конца следующего учебного года.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.