С наступившим-налетевшим 10 февраля Годом Дракона хотелось бы поздравить, прежде всего, наших китайских друзей, ну, и, конечно, нас всех, кто разделяет вместе с ними большое поднебесье планеты Земля.
В составе значительной части человечества многое из произведенного в Китае стало для нас родным. Брендовая продукция Apple, Hewlett-Packard, Ford, Honda, BMW, Audi, Cadill, BMW, Sony, Nike, Adidas, Zara, Levi's, Incanto, Acne Studio, DKNY, Kenzo, Marc Jacobs, Meucci, Tory Burch… – давно уже родное, китайское. А против тысячи нужных и не очень нужных бытовых мелочей придется обшарить всю Поднебесную, чтобы не найти одну такую, которую бы там не делают или когда-то не делали (сейчас их производство уходит из Китая в страны «третьего мира»).
На нашем дворе китайский Новый год – праздник с советских пор. Еще и китайские мелочи не заполнили отечественных прилавков, будучи почти такими же далекими и недоступными, как немецкие авто BMW, а гороскопы уже вовсю печатали в центральной прессе.
Накануне нашего зимнего Нового года, хотя китайский – это Праздник Весны (春節). Со вторым пришествием китайских товаров на советский, а затем и российский рынок, праздновать наступление весны в январе-феврале стало привычным. За всем этим – торговые традиции с Китаем, которым больше 500 лет. Еще в конце 50-х годов СССР наводнял текстиль производства КНР: от рубашек и купальников – до скатерок и салфеток, весьма добротных и не лишенных простенькой, неброской эстетики.
На китайских скатерках в китайских сорочках, утираясь китайскими салфеточками, советские граждане встречали советский Новый года, пока руководители стран – товарищи Хрущев и Мао не рассорились друг с другом. Между ними дракон пролетел? В Китае никогда бы не сказали так! Дракон, вместе с Тигром, объект почитания, преклонения и трепета в Китае. Лик Императора уподобляли лицу Дракона.
Великая Китайская стена – это рукотворное туловище дракона длиной около 9.000 километров, который уходит в Южное море головой у заставы Шаньхайгуань, точнее, начинается там. Начало стены так и называется – «Голова Старого Дракона».
Образ Дракона – по-китайски Лун – выразитель первооснов китайской культуры, несущий безоговорочно добродетельное начало. Символ-хранитель духа китайской нации. Чем только не обязаны Дракону китайцы! И изобретением иероглифического письма, и навигацией в прокладывании каналов, что делалось по следу хвоста, который летящий Лун волочил по земле, и соответственно, соединением Земли и Небес, и последующим воспарением над Землей в образе светлой – мужской – силы ян, и рождением многочисленных культурных героев, некоторым их которых удалось стать императорами.
В Китае не было такой профессии, как драконоборец – чуть ли не «массовой» в европейской мифологии. Среди китайских драконов встречались агрессивные и коварные существа. Но только среди тех, которым за какие-то огрехи Небеса навсегда запретили летать, т.е. отторгли от себя. Что-то вроде падшего ангела, хотя это нестрогое сравнение.
А драконоборцы от того, что дракона часто путают со змеем, языческим или библиейским, даже порой отождествляют специалисты-фольклористы. Против этого выступал Владимир Яковлевич Пропп, великий знаток мифа и сказки, ученый, которого в мире относят к предтечам структурализма. С этим не согласились бы и китайцы. У них есть выражение 龙头蛇尾 (lóng tóu shé wěi) – «голова дракона, а хвост змеи», что означает многообещающее, громкое начало и бесславный конец.
В Китае ничего не известно о «драконовых мерах», т.к. Лун не имеет никакого отношения к прославившемуся ими в Древней Греции афинскому законодателю Дракону или Драконту. Лучше говорить «Драконтовы меры».
Зато в Китае знают о мечте дракона - счастливому знаку на челе избранных. О талантливом молодом человеке там говорили: юноша с лицом феникса и дракона.
Знают и о мудрости Дракона – верного, терпеливого и заботливого наставника человека, его главного учителя. А в Китае учитель – больше, чем учитель: читайте Конфуция. Нынешний Дракон – деревянный зеленый – считается самым вдумчивым, невозмутимым преданным и надежным в драконьем педагогическом цеху.
Давайте и мы оправдаем его мечту!