Качество образования // Статья

Как это — открыто проектировать школу?

Об опыте разработки концепции новой подростковой и старшей школы RYBAKOV MOSCOW

Как это — открыто проектировать школу?

В 2025 году на Ботаническом саду откроется новая школа RYBAKOV MOSCOW. Начальная ступень уже имеет свою программу, известную как «ПРОДЕТЕЙ+», а вот подростковой и старшей ступеней в группе школ RYBAKOV PLAYSCHOOL пока не было. Новая школа проектируется в необычном для образовательного сообщества формате — открыто, с участием большого количества соавторов: детей, родителей, внешних экспертов в областях образования, психологии, филантропии и предпринимательства. Предназначение новой школы — изменить будущее к лучшему, формируя сообщества молодых неравнодушных и энергичных людей, раскрывших свои таланты в поддерживающей среде при наставничестве выдающихся взрослых. О том, как RYBAKOV MOSCOW открыто задумывается и проектируется, рассказывает команда школы.


Рыбаков Фонд активно поддерживает образовательные проекты, включая школьные и дошкольные направления. Так, уже больше трех лет работают детские сады и начальные школы RYBAKOV PLAYSCHOOL, преемником которых станет RYBAKOV MOSCOW. Подростковая и старшая школа продолжит традицию сети, положив в основание такие ценности, как партнерство, семья и непрерывное развитие.

Однако концепция школы — это не только ценности. Необходимо описать всю конструкцию: какими будут среда, технологии, образовательная программа и на какие результаты выпускников они будут работать. Ответы на эти вопросы команда школы находила вместе с семьями и экспертами в образовании.

Открытое проектирование началось с дискуссий с родителями и детьми о том, какую школу они бы посещали с пользой и удовольствием.

Семьи представили школу мечты как пространство для активности и творчества, где ученики могут реализовывать проекты, развивать коммуникативные навыки и получать образование на равных, благодаря поддержке инициатив и индивидуальному подходу.

Дальше последовала серия встреч, открытых для всех профессионалов в области образования. Опираясь на экспертный опыт участников, команда школы выявила, какими элементами должна обладать «питательная» среда, чтобы в ней проявлялись и процветали таланты учащихся.

Также соавторы обсудили, как сформировать у школьников нестандартные, но ключевые для RYBAKOV MOSCOW образовательные результаты: умение создавать партнерства и сообщества с людьми разных групп, а также способность менять мир к лучшему путем сотрудничества. По итогам своей работы участники семинара предложили элементы организационной культуры, технологий и учебного пространства «строящейся» школы, а также обобщили своё видение в ёмких метафорах.

Ключевыми метафорами стали «беспечный турист с картой», «бриллиант» и «гироскоп».

На первом этапе средней ступени команда школы хотела бы, чтобы дети чувствовали себя как те туристы, у которых есть карта местности, но которые никуда не торопятся и сами решают, куда сегодня пойти: например, могут легко себе позволить свернуть с популярных маршрутов, чтобы отдать себя стихии города и внезапно восхититься интересными закоулками. На более старших ступенях среда будет больше напоминать гироскоп (где осуществляется поддержка детей в самых разных направлениях, но система при этом не теряет равновесия), а сами ученики — бриллианты, которые драгоценны для школы независимо от размера своего таланта.

«Мы ставим перед собой задачу не повторить уже существующие школы и воспроизвести известные технологии, а найти свой путь. В этом отношении формат открытого проектирования с участием людей с разным опытом и где-то противоположными позициями оказался, как нам кажется, удачным», — пояснил Рустам Байбурин, генеральный директор RYBAKOV PLAYSCHOOL

Последним этапом проектирования стала трехдневная выездная сессия, на которой команда школы совместно с приглашенными экспертами дорабатывала элементы концепции новой школы. В ходе работы вырисовывались «портреты» семей и детей, которых ждут в RYBAKOV MOSCOW: любознательных, нацеленных на непрерывное развитие и считающих, что важен не только личный успех, но и благополучие окружающих. Также выявились структурные элементы и образовательные технологии, которые позволят развить намеченные образовательные результаты.

Какой именно будет школа RYBAKOV MOSCOW? Узнаем совсем скоро — на открытой презентации ее концепции в ноябре.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube