Городское образование // Интервью

Олеся Лукашук: «Нам необходимо выйти на открытый и абсолютно искренний разговор о том, с какими проблемами можно столкнуться в процессе внедрения инноваций»


Олеся Лукашук: «Нам необходимо выйти на открытый и абсолютно искренний разговор о том, с какими проблемами можно столкнуться в процессе внедрения  инноваций»
Фото предоставлено Департаментом образования и науки города Москвы

5 сентября представители систем образования из регионов России, гости Форума социальных инноваций, который проходит в Гостином Дворе, посетили школу «Марьина Роща». Для них была организована экскурсия по школе и встреча с заместителем руководителя Департамента образования и науки г. Москвы Олесей Лукашук, которая рассказала о трендах предпрофессионального образования и о сервисах Московской электронной школы (МЭШ).

После встречи Олеся Лукашук ответила на вопросы газеты «Вести образования».

– Олеся Николаевна, расскажите, пожалуйста, чему регионам стоит поучиться у Москвы в сфере образования?

– Скорее, мы стремимся не научить, а поделиться своим опытом. Мы очень многое сделали и в сфере развития цифровых сервисов, и предпрофессионального образования. И этот опыт, как и, собственно, любой, сопровождался не только успешными, но и проблемными, сложными событиями. Поэтому нам недостаточно представить положительные стороны и преимущества столичных решений, нам необходимо выйти на открытый и абсолютно искренний разговор о том, с какими проблемами можно столкнуться в процессе внедрения тех или иных инноваций. У нас общие задачи в системе образования, поэтому мы заинтересованы показать те инструменты, которые мы применяем для решения этих задач, и предложить сотрудничество регионам для совместной реализации тех или иных проектов.

– А какой региональный опыт интересен для столичных школ?

– Например, когда мы работали с Московской областью по внедрению МЭШ, оказалось, что у них есть свои сервисы, такие как система рейтингования и геолокации детей, аналитика некоторых данных МЭШ, которые нам показались крайне интересными. Не только в Московской области, но и в других регионах есть свои уникальные решения. И эта ситуация не конкуренцию должна порождать, а дать синергетический эффект в разработке общих для нашей страны результативных проектов. В этом процессе мы учимся друг у друга и взаимообогащаемся.

– С этого года все сервисы МЭШ стали доступны и для Московской области. В каком объеме могут пользоваться этим ресурсом другие регионы?

– Сейчас МЭШ стала основой для федеральной информационной системы. И теперь любой регион может перейти на наше технологическое решение. У нас для этого есть команда внедрения, которая помогает и сопровождает регион. Поэтому интерес со стороны субъектов РФ большой. Нам действительно сейчас очень важно помочь каждому и распределить свои ресурсы. Но мы к этому готовы.

– С 1 сентября этого года платформой МЭШ начали пользоваться 20 столичных колледжей, остальные подключатся с 1 января. Не усугубит ли это технические проблемы для многочисленных пользователей МЭШ с учетом того, что в день бывает до 4 миллионов подключений со стороны детей, родителей и педагогов?

– Мы, конечно, проверяем систему на такое большое количество посещений, но мы не отрицаем, что количество запросов иногда резко возрастает. Такое, например, случается, когда мы направляем в электронные дневники результаты диагностик детей, и у нас происходит огромное количество запросов единовременно. Это, конечно, немножко тормозит работу системы, поэтому мы постоянно работаем над совершенствованием механизмов ее оперативной стабилизации.

– С этого учебного года также вводятся федеральные образовательные программы (ФОП), единые, обязательные для всех, с жестким распределением часов на изучение определенных предметов. Останется ли у педагогов свобода творчества?

– Федеральные образовательные программы интерпретируют не всегда правильно. Они устанавливают единое содержание и единые планируемые результаты для всех учебных предметов, однако учитель вправе распределять часы на изучение тех или иных тем. Главная задача школы – освоить весь объем учебного материала, предусмотренный ФОП, соблюдать последовательность его изложения и достичь соответствующих образовательных результатов, поскольку это важно для выстраивания единого содержания образования в стране. Важно и нужно как для семьи, так и для управленцев, осуществляющих единый контроль качества образования. Федеральные программы не исключают возможности педагога в корректировке часов на изучение тех или иных тем.

Дети разные, надо чутко реагировать на их продвижение в материале и сообразно этому использовать время, не допуская в дальнейшем ситуации неуспешности.

Поэтому количество часов на изучение тех или иных тем и даже предметов носит исключительно рекомендательный характер. Ну а методики и технологии, которые использует учитель в обучении, никакими нормами не регламентированы и представляют как раз ту самую свободу творчества учителя, которая и несет истинную ценность в образовании.

– Как восприняли учителя новый учебник истории России XX начала XXI века под редакцией Мединского, который подвергается очень серьёзной критике?

– Учебник понравился: он написан доступным языком и методически выдержан. Я не учитель истории, но учебник прочитала, и он мне очень понравился. А что не подвергается критике в системе образования?

– То, что это единый учебник, означает, что учителям истории нельзя будет использовать альтернативные материалы?

– Самое сложное в истории – это интерпретация событий. У школьников недостаточный социальный опыт для самостоятельного познания истории. Учебник в этом вопросе незаменим. Учитель вправе пользоваться и другими учебными и методическими материалами. Самое главное, чтобы не искажались смыслы и ценности.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube