Городское образование // Статья

Как обрабатывают материалы диагностических мероприятий

Рассказывает руководитель столичного Центра независимой диагностики.

Как обрабатывают материалы диагностических мероприятий
Фото: dr-web.ru

Начальник Управления Московского центра качества образования Департамента образования и науки, руководитель Центра независимой диагностики Ольга Редкозубова рассказала, кто и как проверяет работы участников диагностик, как проводится эта процедура и на что обращают внимание эксперты.

В Центре независимой диагностики (ЦНД) столичные школьники уже сейчас, в летний период, могут выполнить задания предметных диагностик или принять участие в независимых диагностиках в формате основного и единого государственных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ). Для московских школьников предусмотрена возможность участия в офлайн-формате в одном из зданий ЦНД или онлайн с помощью специальной системы.

Важно отметить, что проведение диагностических мероприятий прошло сложную эволюцию от бумажной технологии к электронному формату с совершенно новыми подходами в информационной безопасности.

Метапредметные и предметные диагностики для школьников с первого по 11-й класс выполняются в специальной программе на компьютере и содержат только задания с кратким ответом, которые оцениваются автоматически. Результаты предоставляются после завершения такой диагностики. Цифровые технологии обеспечивают корректность обработки данных, понятность выгружаемых результатов, их информативность для последующего анализа и, конечно, скорость обработки.

Независимые диагностики в формате ОГЭ и ЕГЭ проводятся в соответствии с процедурой государственной итоговой аттестации (ГИА). На базе ЦНД школьники могут окунуться в атмосферу реального экзамена и пройти все этапы процедуры: от рамок металлоискателя до получения результатов. Используемые в ЦНД контрольные измерительные материалы (КИМ) полностью соответствуют структуре и содержанию «боевых» заданий, что позволяет получить наиболее объективную картину об уровне знаний.

По окончании диагностики материалы участника (бланки ответов) сканируются и верифицируются. После они попадают в специальную систему обработки, где ответы на задания с кратким ответом оцениваются автоматизированно в соответствии с «маской» правильных ответов. А ответы на задания с развернутым ответом поступают на проверку экспертам предметных комиссий.

Говоря про объективность, следует подчеркнуть, что каждой работе присваивается уникальный номер, а персональные данные участника не доступны ни оператору обработки, ни эксперту.

Эксперты работают в системе, доступ к которой возможен только при наличии специальной электронной подписи. При работе в системе эксперт видит обезличенные работы и необходимые для проверки материалы. Все действия пользователя фиксируются, что обеспечивает прозрачность оценивания работ. Так же, как и на реальном экзамене, записи на черновиках и КИМ не рассматриваются.

У каждого предмета есть специфика оценивания ответов. Например, эксперты по русскому языку или иностранным языкам сразу обратят внимание на объем сочинения и тему текста. А экспертам по математике или физике важно увидеть логическую структуру ответа, проверить точность вычислений.

Проверка развернутых ответов участников – сложная и ответственная работа. Экспертам необходимо иметь соответствующие образование, квалификацию и опыт педагогической работы в школе.

Помимо этого, экспертам нужно хорошо знать нормативные правовые акты по процедуре проверки и оценки ответов на задания с развернутым ответом, структуру и содержание экзаменационных материалов. А главное – уметь обосновать результаты проверки в соответствии с критериями, аргументировать свою позицию.

Так, экспертом в системе «Экспертиза ЦНД» выставляется балл, соответствующий определенному критерию оценивания, по каждому выполненному участником заданию. Критерии оценивания, как и сами КИМ, по всем учебным предметам предоставляются на федеральном уровне. Это позволяет участникам проверять свои знания с учетом всей специфики оценивания и потренироваться в корректном оформлении решения.

Результаты диагностических работ публикуются в личных кабинетах участников на сайте Московского центра качества образования в течение 10 календарных дней после написания работ. Но это не просто итоговый балл – участнику предоставляется спецификация с результатами выполнения в разрезе каждого задания. Это крайне полезно с точки зрения анализа выполнения задания по темам (направлениям) учебного предмета.

Стоит сказать и об уникальном формате подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами. Так же, как и на экзамене, участник независимой диагностики в формате ОГЭ и ЕГЭ может подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами на задания с развернутым ответом. При рассмотрении апелляции перепроверяются все задания развернутой части. Проверяет апелляционную работу эксперт, который не привлекался к проверке этой работы.

Он формирует заключение с обязательным содержательным пояснением по каждому критерию, которое направляется участнику для ознакомления. Далее все соответствует положениям реального экзамена – если зафиксирована некорректность в оценивании заданий с развернутым ответом, то результаты участника будут пересмотрены.

В целом такая схема организации и обработки диагностик позволяет сформировать адекватное отношение к участию в экзаменах. Школьники учатся рационально распределять силы на подготовку, мобилизовывать свои ресурсы, чтобы продемонстрировать знания на экзамене, несмотря на стрессовую ситуацию.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube